СЛАВЯНЕ

Древние поселения славян

Происхождение
Обряды и заговоры, как их составная часть, дошли до XVII - XX вв. в сильно обновленном виде; они обросли христианской символикой и терминологией, в них упоминается много сравнительно поздних реалий, вроде замка и ключа, но их дух и все рекомендуемые ими магические манипуляции уводят нас в глубокую и отдаленную первобытность.
Первобытное мироощущение особенно явно проступает в подробнейших многословных перечнях тех сил, которые могут помочь или повредить человеку. Вот несколько характерных по своей всеохватности перечней:

\"... Заклинаю и проклинаю вся духи лукавые и от злых человек

и от дому его ... [Молитвами ангелов, а их тьмы тем] прогоняем и

отдаляем

всякую злобу, и злые примолвы бесовские,

и лукавство, и клятвы,

и зависть, и заклинания душепагубные и

и ревность, теловредные,

связание, и недугования,

удержание и к смертоносным язвам,

злостреление, и всяких шкод жития сего

лукаво око, суетного ко убожию и умалению

злоглаголание, живота и имени... всяким

язычное уядение, волхвованием волхвующих.

примолвы, Что зло - да отдалится

и все, что вредное, от раба божия (имярек)!\".

и советование злых человек,

лихой взгляд

и иных уроки злые пакостные,
Перечислив все возможные виды несчастий, которые могут принести человеку враждебные ему люди, волхвующие всяким волхнованием, составитель заклинания стремится далее предусмотреть также и все многообразные обстоятельства причинения зла:
\"И что лукаво бысть в дому том, в нем прочтется сия молитва, яко да разрешится, аще будет на небеси связано или на земли или в море, да разрешето будет!

Яже на земли сей: Или на поли,

или на пути, или в нивах и в виноградех,

или на поле, или во рвех,

или в горах, или в траве,

или в пещерах, или в древе,

или пропастех земных, или в бани,

или в реце, или в пещи,

или во истоцех, или в капищи идольском,

или в кладези, или во власех брадных,

или в кровле, или в коже плотской,

или в дверях, или в главном убрусе,

или во оконце, или в ножном обувении,

или в верхнем пороге, или в злате,

или в нижнем пороге, или в серебре, или на зде (глиняный цоколь), или в меди,

или в тине, или в свинце,

или в основе, или в олове,

или в стене - или в железе,

да разрешится! или в морских рыбах,

Или во дворе, или в животных четвероногих земных,

или во входе, или во птицах, летающих по воздуху.

или в дверце, движимых и недвижимых,

или в брусе, в харатьи или в бумаге,

или во рве, или в черниле,

или в древе, или в некоторой вещи -

или в листе и корени, и в ветвии да разрешится!\".

- да разрешится!


Составитель этой молитвы-заговора, заботясь о предотвращении зла, разлитого повсеместно в природе и во всем окружении человека, перечисляет и всю фауну, и все элементы ландшафта (реки, леса, горы, травы), двор и дом человека, его одежду и обувь, все материалы, из которых делаются предметы (дерево, медь, золото, железо), и даже пергамен и чернила, с помощью которых могут быть написаны вредоносные формулы. Невзирая на христианскую фразеологию, на поздние аксессуары (вроде бумаги), мы ощущаем здесь чрезвычайно раннее анимистическое миропонимание.
Нигде, кроме заговоров, первобытный анимизм не выступает так полно и рельефно. Грамотный \"волхв\" сохранил точнейшим образом характерную особенность анимизма: повсеместность духов и их предельную конкретность. Недостаточно упомянуть усадьбу оберегаемого заговором человека как всем известный комплекс, ему нужно было перечислить 17 отдельных элементов - от порога до кровли, от печи до оконца. Безусловно, прав был ученик Потебни А. Ветухов, первым связавший происхождение заговоров с анимизмом.
Рассмотрим еще несколько примеров, важных для понимания анимизма. Заговор-молитва от \"ускопу\" - от порчи:

\"Да не прикоснутся или преисподние или воздушные силы ко мне,

рабу божию, имярек, или дому моему, или роду, или подроду моея

исчадия

ни во дни, и при полях, и огородах,

ни в нощи, и разных садах, и усадах,

ни на пути, истоках, и кладезях,

ни при реках и берегах, и во всяком построении:

морях и реках, и езерах, жилом,

и источниках водных дворном

при горах, и холмах, и недворном,

и песках, полевом и степном,

и на распутиях и водах, ни же в храмех божиих

и при косогорах, и молитвенных домах,

и дебрях, и лесах, ни при роспутии часовенок,

и во болотах, которые при накрытии лесном...\"


Заговор от порчи стремится предусмотреть все варианты лихих людей, могущих наслать болезнь: \"... пойду в чистое поле... облаком оболокусь, утренней зарей подпояшуся, младым месяцем сотънуся, частыми звездами затычуся

от призоров, от чермного [рыжего],

от притчи, от русого,

от прикосов, от белого,

от урочливого человека, от черноглаза,

от прикосливого человека, от сероглаза...\"

от черного,
Далее следует свыше двух десятков разных антропологических признаков.
Hosted by uCoz