Происхождение
\"хронос\" - время).
Рассказывая о древних государствах, о выдающихся царях и полководцах, удивительных явлениях природы, на века оставшихся в памяти людей, в яркой и динамичной форме хроники передавали размеренный и неотвратимый ход времени.
В отличие от летописи, где события перечислялись, хроника содержала красочные картины прошлого.
Каждое событие и каждый человек получал в хронике свое, раз и навсегда определенное место. Так, хронисты не просто рассказывали историю развития той или иной страны, но и определяли место каждого народа в едином потоке мировой истории.
Переводы хроник Григория Амартола и Иоанна Малалы появились на Руси уже в X-XI веках. Они широко использовались при составлении отечественных летописей и хронографов. Старательно излагая исторические события, летописцы искали в хрониках яркие и интересные для читателя картины прошлого. Уже в то далекое время они поняли, что хроника - это прежде всего интересное литературное сочинение, а не просто сухой исторический источник.
Существовала ли на самом деле «застава богатырская»?
Первые века существования Киевской Руси были временем постоянной борьбы русских людей с нападавшими на них кочевниками. Вначале это были хазары, а с середины XI века всей южной Руси стал угрожать новый враг - половцы.
Вот почему правившие в Киеве князья были вынуждены устраивать на дальних подступах к городу заставы - небольшие укрепления, в которых несли службу группы дружинников. Они должны были наблюдать за всем, что происходит на границах Русского государства, и при появлении вражеских отрядов отправлять в город гонца, призывающего дружину.
Обычно старшим на такой заставе назначался опытный дружинник, уже участвовавший в ряде походов. Вместе с ним несли службу более молодые дружинники. Народная фантазия запечатлела их нелегкую службу в героической былине \"Застава богатырская\":
Кабы жили на заставе богатыри, Недалёко от города - за двенадцать верст, Жили они да тут пятнадцать лет,
Тридцать-то их было да со богатырем. Атаманом-то - стар казак Илья Муромец.
Дружинники несли охранную службу вдоль всех южных границ Киевской Руси - по левобережью Днепра и степным районам юга Украины. Кроме сторожевой, они выполняли и охранные обязанности - защищали проходившие обозы от нападений разбойников, нередко грабивших русских и иноземных купцов. Отличительным знаком воинов, несущих пограничную службу, были копья с прапорами - маленькими яркими флажками, привязанными под самым наконечником. С его помощью воин мог подать на заставу сигнал об опасности. От этой службы и ведет свою историю современное воинское звание - прапорщик. Вот как в образе богатыря слились воедино художественный вымысел и героическая история первых веков Русского государства.
Когда придумали русские былины?
С глубокой древности передавались из уст в уста героические песни, сказания о защитниках русской земли — богатырях. О том, что на Руси пелись былины, мы узнаем еще из такого памятника Древней Руси, как «Слово о полку Игореве» (после 1185 г).
Их знали и исполняли певцы, которые в народе называли сказителями.
Само название «былина» указывает на то, что слушатели и сказители предполагали, что все, о чем рассказывается в былине, происходило на самом деле в стародавние времена. Вот почему впоследствии былины стали называть «старинами» — рассказами о том, что было в старину.
Кто и когда придумал первую былину, мы не знаем и, видимо, никогда не узнаем. Но разве это так важно? Большее значение имеет тот факт, что они передавались из уст в уста на протяжении 800 лет, прежде чем их записали такие выдающиеся исследователи, как А.Астахова, А.Гельфердинг, П.Рыбников. Для этого ученым потребовалось совершить многочисленные экспедиции на Север, где дольше, чем в других местах, продолжалось исполнение былин. О том, как это происходило, рассказал П.Рыбников, впервые записавший от сказителя русскую былину:
«Горница была наполнена народом. Сидели на лавках, на кровати, жались в дверях. Вошел Утка (сказитель Никифор Прохоров), невысокого роста старик, коренастый и плечистый. Утка далеко откинул назад свою голову, с улыбкой обвел взглядом присутствующих и начал петь. Он жил со своими любимцами-богатырями, жили с ними и все присутствующие».
Откуда произошел русский алфавит?
Русский алфавит, которым мы пользуемся сегодня, произошел от славянского алфавита.
Его составителями были два священника - братья Константин и Мефодий. Византийский император послал их в Моравию, чтобы они научили местных жителей богослужению на славянском языке.
Понятно, что Константин и Мефодий никак не могли обойтись без алфавита, чтобы записывать переводы священных книг. В 863 или 864 году Крнстантин составил славянский алфавит на основе греческого: некоторые буквы он взял из других алфавитов или выдумал сам.
Рассказывая о древних государствах, о выдающихся царях и полководцах, удивительных явлениях природы, на века оставшихся в памяти людей, в яркой и динамичной форме хроники передавали размеренный и неотвратимый ход времени.
В отличие от летописи, где события перечислялись, хроника содержала красочные картины прошлого.
Каждое событие и каждый человек получал в хронике свое, раз и навсегда определенное место. Так, хронисты не просто рассказывали историю развития той или иной страны, но и определяли место каждого народа в едином потоке мировой истории.
Переводы хроник Григория Амартола и Иоанна Малалы появились на Руси уже в X-XI веках. Они широко использовались при составлении отечественных летописей и хронографов. Старательно излагая исторические события, летописцы искали в хрониках яркие и интересные для читателя картины прошлого. Уже в то далекое время они поняли, что хроника - это прежде всего интересное литературное сочинение, а не просто сухой исторический источник.
Существовала ли на самом деле «застава богатырская»?
Первые века существования Киевской Руси были временем постоянной борьбы русских людей с нападавшими на них кочевниками. Вначале это были хазары, а с середины XI века всей южной Руси стал угрожать новый враг - половцы.
Вот почему правившие в Киеве князья были вынуждены устраивать на дальних подступах к городу заставы - небольшие укрепления, в которых несли службу группы дружинников. Они должны были наблюдать за всем, что происходит на границах Русского государства, и при появлении вражеских отрядов отправлять в город гонца, призывающего дружину.
Обычно старшим на такой заставе назначался опытный дружинник, уже участвовавший в ряде походов. Вместе с ним несли службу более молодые дружинники. Народная фантазия запечатлела их нелегкую службу в героической былине \"Застава богатырская\":
Кабы жили на заставе богатыри, Недалёко от города - за двенадцать верст, Жили они да тут пятнадцать лет,
Тридцать-то их было да со богатырем. Атаманом-то - стар казак Илья Муромец.
Дружинники несли охранную службу вдоль всех южных границ Киевской Руси - по левобережью Днепра и степным районам юга Украины. Кроме сторожевой, они выполняли и охранные обязанности - защищали проходившие обозы от нападений разбойников, нередко грабивших русских и иноземных купцов. Отличительным знаком воинов, несущих пограничную службу, были копья с прапорами - маленькими яркими флажками, привязанными под самым наконечником. С его помощью воин мог подать на заставу сигнал об опасности. От этой службы и ведет свою историю современное воинское звание - прапорщик. Вот как в образе богатыря слились воедино художественный вымысел и героическая история первых веков Русского государства.
Когда придумали русские былины?
С глубокой древности передавались из уст в уста героические песни, сказания о защитниках русской земли — богатырях. О том, что на Руси пелись былины, мы узнаем еще из такого памятника Древней Руси, как «Слово о полку Игореве» (после 1185 г).
Их знали и исполняли певцы, которые в народе называли сказителями.
Само название «былина» указывает на то, что слушатели и сказители предполагали, что все, о чем рассказывается в былине, происходило на самом деле в стародавние времена. Вот почему впоследствии былины стали называть «старинами» — рассказами о том, что было в старину.
Кто и когда придумал первую былину, мы не знаем и, видимо, никогда не узнаем. Но разве это так важно? Большее значение имеет тот факт, что они передавались из уст в уста на протяжении 800 лет, прежде чем их записали такие выдающиеся исследователи, как А.Астахова, А.Гельфердинг, П.Рыбников. Для этого ученым потребовалось совершить многочисленные экспедиции на Север, где дольше, чем в других местах, продолжалось исполнение былин. О том, как это происходило, рассказал П.Рыбников, впервые записавший от сказителя русскую былину:
«Горница была наполнена народом. Сидели на лавках, на кровати, жались в дверях. Вошел Утка (сказитель Никифор Прохоров), невысокого роста старик, коренастый и плечистый. Утка далеко откинул назад свою голову, с улыбкой обвел взглядом присутствующих и начал петь. Он жил со своими любимцами-богатырями, жили с ними и все присутствующие».
Откуда произошел русский алфавит?
Русский алфавит, которым мы пользуемся сегодня, произошел от славянского алфавита.
Его составителями были два священника - братья Константин и Мефодий. Византийский император послал их в Моравию, чтобы они научили местных жителей богослужению на славянском языке.
Понятно, что Константин и Мефодий никак не могли обойтись без алфавита, чтобы записывать переводы священных книг. В 863 или 864 году Крнстантин составил славянский алфавит на основе греческого: некоторые буквы он взял из других алфавитов или выдумал сам.
<< Назад 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
Вперед >>