СЛАВЯНЕ

Древние поселения славян

Происхождение
Чтобы подтвердить верность написанного, в текст летописи включались различные документы: договоры, завещания, письма. При этом летописец не боялся выразить и свое отношение к включаемым материалам.
Так постепенно составлялись обширные летописные своды. Не случайно один из их современников написал: \"Если хочешь все узнать - прочти старый ростовский летописец\".
Летописи писали в монастырях или при княжеских дворах. Каждый князь стремился к тому, чтобы при нем велась летопись, в которой отражались его деяния.
Что такое житие?
Обычно житием называют рассказ о жизни и подвигах тех, кто вошел в историю христианской церкви и был потом включен в число святых.
Сборники, содержащие рассказы о святых, пришли на Русь практически одновременно с проникновением христианства и сразу же вошли в круг чтения грамотных людей. Скоро стали появляться и произведения, рассказывающие о русских святых.
Рассказ о святом всегда строился так, чтобы читатель не только ярко представил себе, почему именно данное историческое (или вымышленное) лицо названо церковью святым, но и читал его с неослабевающим интересом.
Основной задачей жития было прославление святого, которое всегда начиналось с воспевания его храбрости, стойкости или умения преодолевать трудности. Например, в одном из ранних житий - житии Бориса и Глеба - содержится потрясающее своим трагизмом описание их убийства Святополком. В житийной повести об Александре Невском также содержится красочное описание знаменитой Невской битвы, где Александр въехал на коне прямо на палубу вражеского корабля.
С самого начала жития строились по единому образцу, включавшему ряд обязательных моментов жизни святого. Излагались основные события жизни святого, часто от его рождения до смерти. В жития включалось и много сведений из истории, географии, даже экономики тех мест, где жил соответствующий святой. Благодаря этому исследователи широко используют жития как источник, содержащий важные сведения о жизни людей в давно прошедшие времена.
Иногда святыми признавали и самых обыкновенных людей, не совершивших в своей жизни ничего героического. В их жития обычно включались описания приписываемых им чудес, иногда случавшихся уже после их смерти.
С течением времени жанр жития начал постепенно видоизменяться. описание жизни святого часто заслоняло рассказы о его подвигах. Составитель жития стремился показать, что обычный человек, посвятивший всю свою жизнь заботам о других, заслуживает ничуть не меньшего уважения, чем мученик, убитый в далеком прошлом. Борьба с самим собой оказывалась не менее важным делом, чем героическая смерть в мучениях.
При этом образ святого раскрывался с новой и во многом неожиданной стороны. Именно такие жития, больше напоминавшие биографии (например, рассказ о Юлиании Лазаревской) и стали использоваться писателями девятнадцатого и даже двадцатого века. Н.Лесков, Л.Толстой, Л.Андреев, Б.Зайцев, Б.Пильняк использовали житийные образы и сюжеты для создания своих произведений.
Вот такая интересная и долгая жизнь у житий святых в русской культуре.
О чем рассказывают хроники?
Люди давно стали записывать рассказы о событиях прошлого, стремясь сохранить их для потомков. Одной из первых попыток такого рода стало составление хроник (от древнегреч. \"хронос\" - время).
Рассказывая о древних государствах, о выдающихся царях и полководцах, удивительных явлениях природы, на века оставшихся в памяти людей, в яркой и динамичной форме хроники передавали размеренный и неотвратимый ход времени.
В отличие от летописи, где события перечислялись, хроника содержала красочные картины прошлого.
Каждое событие и каждый человек получал в хронике свое, раз и навсегда определенное место. Так, хронисты не просто рассказывали историю развития той или иной страны, но и определяли место каждого народа в едином потоке мировой истории.
Переводы хроник Григория Амартола и Иоанна Малалы появились на Руси уже в X-XI веках. Они широко использовались при составлении отечественных летописей и хронографов. Старательно излагая исторические события, летописцы искали в хрониках яркие и интересные для читателя картины прошлого. Уже в то далекое время они поняли, что хроника - это прежде всего интересное литературное сочинение, а не просто сухой исторический источник.
Существовала ли на самом деле «застава богатырская»?
Первые века существования Киевской Руси были временем постоянной борьбы русских людей с нападавшими на них кочевниками. Вначале это были хазары, а с середины XI века всей южной Руси стал угрожать новый враг - половцы.
Вот почему правившие в Киеве князья были вынуждены устраивать на дальних подступах к городу заставы - небольшие укрепления, в которых несли службу группы дружинников.
Hosted by uCoz