Происхождение
Чтобы подтвердить верность написанного, в текст летописи включались различные документы: договоры, завещания, письма. При этом летописец не боялся выразить и свое отношение к включаемым материалам.
Так постепенно составлялись обширные летописные своды. Не случайно один из их современников написал: \"Если хочешь все узнать - прочти старый ростовский летописец\".
Летописи писали в монастырях или при княжеских дворах. Каждый князь стремился к тому, чтобы при нем велась летопись, в которой отражались его деяния.
Что такое житие?
Обычно житием называют рассказ о жизни и подвигах тех, кто вошел в историю христианской церкви и был потом включен в число святых.
Сборники, содержащие рассказы о святых, пришли на Русь практически одновременно с проникновением христианства и сразу же вошли в круг чтения грамотных людей. Скоро стали появляться и произведения, рассказывающие о русских святых.
Рассказ о святом всегда строился так, чтобы читатель не только ярко представил себе, почему именно данное историческое (или вымышленное) лицо названо церковью святым, но и читал его с неослабевающим интересом.
Основной задачей жития было прославление святого, которое всегда начиналось с воспевания его храбрости, стойкости или умения преодолевать трудности. Например, в одном из ранних житий - житии Бориса и Глеба - содержится потрясающее своим трагизмом описание их убийства Святополком. В житийной повести об Александре Невском также содержится красочное описание знаменитой Невской битвы, где Александр въехал на коне прямо на палубу вражеского корабля.
С самого начала жития строились по единому образцу, включавшему ряд обязательных моментов жизни святого. Излагались основные события жизни святого, часто от его рождения до смерти. В жития включалось и много сведений из истории, географии, даже экономики тех мест, где жил соответствующий святой. Благодаря этому исследователи широко используют жития как источник, содержащий важные сведения о жизни людей в давно прошедшие времена.
Иногда святыми признавали и самых обыкновенных людей, не совершивших в своей жизни ничего героического. В их жития обычно включались описания приписываемых им чудес, иногда случавшихся уже после их смерти.
С течением времени жанр жития начал постепенно видоизменяться. описание жизни святого часто заслоняло рассказы о его подвигах. Составитель жития стремился показать, что обычный человек, посвятивший всю свою жизнь заботам о других, заслуживает ничуть не меньшего уважения, чем мученик, убитый в далеком прошлом. Борьба с самим собой оказывалась не менее важным делом, чем героическая смерть в мучениях.
При этом образ святого раскрывался с новой и во многом неожиданной стороны. Именно такие жития, больше напоминавшие биографии (например, рассказ о Юлиании Лазаревской) и стали использоваться писателями девятнадцатого и даже двадцатого века. Н.Лесков, Л.Толстой, Л.Андреев, Б.Зайцев, Б.Пильняк использовали житийные образы и сюжеты для создания своих произведений.
Вот такая интересная и долгая жизнь у житий святых в русской культуре.
О чем рассказывают хроники?
Люди давно стали записывать рассказы о событиях прошлого, стремясь сохранить их для потомков. Одной из первых попыток такого рода стало составление хроник (от древнегреч. \"хронос\" - время).
Рассказывая о древних государствах, о выдающихся царях и полководцах, удивительных явлениях природы, на века оставшихся в памяти людей, в яркой и динамичной форме хроники передавали размеренный и неотвратимый ход времени.
В отличие от летописи, где события перечислялись, хроника содержала красочные картины прошлого.
Каждое событие и каждый человек получал в хронике свое, раз и навсегда определенное место. Так, хронисты не просто рассказывали историю развития той или иной страны, но и определяли место каждого народа в едином потоке мировой истории.
Переводы хроник Григория Амартола и Иоанна Малалы появились на Руси уже в X-XI веках. Они широко использовались при составлении отечественных летописей и хронографов. Старательно излагая исторические события, летописцы искали в хрониках яркие и интересные для читателя картины прошлого. Уже в то далекое время они поняли, что хроника - это прежде всего интересное литературное сочинение, а не просто сухой исторический источник.
Существовала ли на самом деле «застава богатырская»?
Первые века существования Киевской Руси были временем постоянной борьбы русских людей с нападавшими на них кочевниками. Вначале это были хазары, а с середины XI века всей южной Руси стал угрожать новый враг - половцы.
Вот почему правившие в Киеве князья были вынуждены устраивать на дальних подступах к городу заставы - небольшие укрепления, в которых несли службу группы дружинников.
Так постепенно составлялись обширные летописные своды. Не случайно один из их современников написал: \"Если хочешь все узнать - прочти старый ростовский летописец\".
Летописи писали в монастырях или при княжеских дворах. Каждый князь стремился к тому, чтобы при нем велась летопись, в которой отражались его деяния.
Что такое житие?
Обычно житием называют рассказ о жизни и подвигах тех, кто вошел в историю христианской церкви и был потом включен в число святых.
Сборники, содержащие рассказы о святых, пришли на Русь практически одновременно с проникновением христианства и сразу же вошли в круг чтения грамотных людей. Скоро стали появляться и произведения, рассказывающие о русских святых.
Рассказ о святом всегда строился так, чтобы читатель не только ярко представил себе, почему именно данное историческое (или вымышленное) лицо названо церковью святым, но и читал его с неослабевающим интересом.
Основной задачей жития было прославление святого, которое всегда начиналось с воспевания его храбрости, стойкости или умения преодолевать трудности. Например, в одном из ранних житий - житии Бориса и Глеба - содержится потрясающее своим трагизмом описание их убийства Святополком. В житийной повести об Александре Невском также содержится красочное описание знаменитой Невской битвы, где Александр въехал на коне прямо на палубу вражеского корабля.
С самого начала жития строились по единому образцу, включавшему ряд обязательных моментов жизни святого. Излагались основные события жизни святого, часто от его рождения до смерти. В жития включалось и много сведений из истории, географии, даже экономики тех мест, где жил соответствующий святой. Благодаря этому исследователи широко используют жития как источник, содержащий важные сведения о жизни людей в давно прошедшие времена.
Иногда святыми признавали и самых обыкновенных людей, не совершивших в своей жизни ничего героического. В их жития обычно включались описания приписываемых им чудес, иногда случавшихся уже после их смерти.
С течением времени жанр жития начал постепенно видоизменяться. описание жизни святого часто заслоняло рассказы о его подвигах. Составитель жития стремился показать, что обычный человек, посвятивший всю свою жизнь заботам о других, заслуживает ничуть не меньшего уважения, чем мученик, убитый в далеком прошлом. Борьба с самим собой оказывалась не менее важным делом, чем героическая смерть в мучениях.
При этом образ святого раскрывался с новой и во многом неожиданной стороны. Именно такие жития, больше напоминавшие биографии (например, рассказ о Юлиании Лазаревской) и стали использоваться писателями девятнадцатого и даже двадцатого века. Н.Лесков, Л.Толстой, Л.Андреев, Б.Зайцев, Б.Пильняк использовали житийные образы и сюжеты для создания своих произведений.
Вот такая интересная и долгая жизнь у житий святых в русской культуре.
О чем рассказывают хроники?
Люди давно стали записывать рассказы о событиях прошлого, стремясь сохранить их для потомков. Одной из первых попыток такого рода стало составление хроник (от древнегреч. \"хронос\" - время).
Рассказывая о древних государствах, о выдающихся царях и полководцах, удивительных явлениях природы, на века оставшихся в памяти людей, в яркой и динамичной форме хроники передавали размеренный и неотвратимый ход времени.
В отличие от летописи, где события перечислялись, хроника содержала красочные картины прошлого.
Каждое событие и каждый человек получал в хронике свое, раз и навсегда определенное место. Так, хронисты не просто рассказывали историю развития той или иной страны, но и определяли место каждого народа в едином потоке мировой истории.
Переводы хроник Григория Амартола и Иоанна Малалы появились на Руси уже в X-XI веках. Они широко использовались при составлении отечественных летописей и хронографов. Старательно излагая исторические события, летописцы искали в хрониках яркие и интересные для читателя картины прошлого. Уже в то далекое время они поняли, что хроника - это прежде всего интересное литературное сочинение, а не просто сухой исторический источник.
Существовала ли на самом деле «застава богатырская»?
Первые века существования Киевской Руси были временем постоянной борьбы русских людей с нападавшими на них кочевниками. Вначале это были хазары, а с середины XI века всей южной Руси стал угрожать новый враг - половцы.
Вот почему правившие в Киеве князья были вынуждены устраивать на дальних подступах к городу заставы - небольшие укрепления, в которых несли службу группы дружинников.
<< Назад 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
Вперед >>