Происхождение
В роскошных книгах, предназначенных для королей или князей, не только переплет, но и каждая страница сверкала золотом и серебром. Сохранились книги, написанные золотыми и серебряными буквами на пергаменте, окрашенном в пурпур. От времени пурпур стал темно-фиолетовым, золото потускнело, но когда-то такая книга переливалась, горела и сияла, вызывая восторг у каждого, кто ее открывал.
Большую, красиво написанную и переплетенную книгу делал не один человек, а шестеро или семеро. Один выделывал кожу, другой полировал ее пемзой, третий писал текст, четвертый рисовал картинки, шестой делал переплет, седьмой переплетал. Но бывало и так, что один или два мастера превращали телячью шкуру в красиво переписанную и раскрашенную рукопись.
В библиотеке книги приковывали железными цепями к столам, чтобы их никто не мог украсть. Еще в 1770 году такие книги были в библиотеке медицинского факультета Сорбонны - Парижского университета.
Как читали древние книги?
Любопытный прием, изобретенный древними переписчиками, называется кустодом. А заключается он вот в чем. Богослужебные книги нередко читали вслух. Но страницы надо было время от времени переворачивать.
Чтобы чтение в это время не прерывалось, придумали писать внизу страницы первое слово, с которого начиналась следующая страница. Пока читающий произносил его, можно было перевернуть страницу.
Для облегчения чтения над строчками обозначались ударения и места, где можно было переменить дыхание. Поэтому чтение. звучавшее во время богослужения, отличалось спокойствием и размеренностью.
Читал священные книги особый церковнослужитель - в древности его именовали псалтос (чтец). Позднее его стали называть парамонарий - от греческого слова парамонос - пребывающий, находящийся.
Это название произошло от обязанности предупреждать священника о проникновении в храм посторонних. На Руси это название превратилось в \"пономарь\".
Нередко пономарь плохо знал церковно-славянский язык и не до конца понимал смысл прочитанного текста. Вот почему Фамусов говорит своему секретарю:
Читай не так, как пономарь,
А с чувством, с толком, с расстановкой.
Что такое палимпсет?
Пергамент был очень дорогим материалом. Поэтому переисчики всеми способами экономили его, стремясь уменьшить стоимость книг.
Вот почему для написания рукописей иногда брали пергамент, уже использованный для каких-то книг, показавшихся переписчику ненужными.
Старый текст смывали или соскабливали и на очищенных таким образом листах писали снова. Такие рукописи и называют палимпсетами (от греческих слов палио - опять и сесто - скоблю).
Славянскиих рукописей, написанных на палимпсетах, очень мало, а в Европе они встречаются достаточно часто. Особенно широко их применяли до начала X века.
В VII веке использование палимпсетов приобрело такое широкое распространение, что в 691 году церковный собор вынес по этому поводу специальное постановление, запрещающее соскабливать священные книги.
Такие рукописи очень важны для исследователей, потому что они помогают раскрыть неизвестные страницы истории культуры и отношений между странами и народами.
Что такое пергамент?
Это материал, на котором писали книги и документы вплоть до конца XV века, когда пергамент был вытеснен бумагой.
Название произошло от его греческого наименования - charta pergamena, т.е. пергамские листы.
Дело в том, что основная масса пергамента завозилась в Грецию из малоазиатского города Пергама. В древнерусских памятниках за ним закрепилось название харатья (кожа), а иногда и просто «телятина» (лучший пергамент изготовлялся из коровьих шкур).
Делали пергамент так. Сырую шкуру - козью, овечью или телячью - вымачивали в воде, чтобы она размякла. Потом соскабливали ножом мясо и вновь вымачивали, добавив золу. После этого шерсть снималась специальным скребком.
Затем шкуру сушили, растянув на специальной раме, выглаживали, натирали мелом и полировали. Получалась тонкая, чуть желтоватая кожа, одинаково ровная и чистая с обеих сторон.
Иногда пергамент красили в синий, пурпурный или черный цвет. На таком пергаменте писали золотой пылью, растертой с водой и клеем. Чем тоньше был пергамент, тем дороже он ценился.
Вначале из пергамента делали такие же свитки, как и из папируса. Но очень скоро заметили, что его можно складывать в тетради и из этих тетрадей сшивать книги. Так и появилась книга, сшитая из отдельных листов.
Как становились писцами?
Древние писцы, особенно те, которые писали уставом, были знатоками своего дела. Но для того, чтобы в совершенстве освоить нелегкую науку каллиграфии - научиться красиво и разборчиво писать, нужна была достаточно основательная подготовка.
Где же ее можно было получить? Прежде всего в монастырях.
Большую, красиво написанную и переплетенную книгу делал не один человек, а шестеро или семеро. Один выделывал кожу, другой полировал ее пемзой, третий писал текст, четвертый рисовал картинки, шестой делал переплет, седьмой переплетал. Но бывало и так, что один или два мастера превращали телячью шкуру в красиво переписанную и раскрашенную рукопись.
В библиотеке книги приковывали железными цепями к столам, чтобы их никто не мог украсть. Еще в 1770 году такие книги были в библиотеке медицинского факультета Сорбонны - Парижского университета.
Как читали древние книги?
Любопытный прием, изобретенный древними переписчиками, называется кустодом. А заключается он вот в чем. Богослужебные книги нередко читали вслух. Но страницы надо было время от времени переворачивать.
Чтобы чтение в это время не прерывалось, придумали писать внизу страницы первое слово, с которого начиналась следующая страница. Пока читающий произносил его, можно было перевернуть страницу.
Для облегчения чтения над строчками обозначались ударения и места, где можно было переменить дыхание. Поэтому чтение. звучавшее во время богослужения, отличалось спокойствием и размеренностью.
Читал священные книги особый церковнослужитель - в древности его именовали псалтос (чтец). Позднее его стали называть парамонарий - от греческого слова парамонос - пребывающий, находящийся.
Это название произошло от обязанности предупреждать священника о проникновении в храм посторонних. На Руси это название превратилось в \"пономарь\".
Нередко пономарь плохо знал церковно-славянский язык и не до конца понимал смысл прочитанного текста. Вот почему Фамусов говорит своему секретарю:
Читай не так, как пономарь,
А с чувством, с толком, с расстановкой.
Что такое палимпсет?
Пергамент был очень дорогим материалом. Поэтому переисчики всеми способами экономили его, стремясь уменьшить стоимость книг.
Вот почему для написания рукописей иногда брали пергамент, уже использованный для каких-то книг, показавшихся переписчику ненужными.
Старый текст смывали или соскабливали и на очищенных таким образом листах писали снова. Такие рукописи и называют палимпсетами (от греческих слов палио - опять и сесто - скоблю).
Славянскиих рукописей, написанных на палимпсетах, очень мало, а в Европе они встречаются достаточно часто. Особенно широко их применяли до начала X века.
В VII веке использование палимпсетов приобрело такое широкое распространение, что в 691 году церковный собор вынес по этому поводу специальное постановление, запрещающее соскабливать священные книги.
Такие рукописи очень важны для исследователей, потому что они помогают раскрыть неизвестные страницы истории культуры и отношений между странами и народами.
Что такое пергамент?
Это материал, на котором писали книги и документы вплоть до конца XV века, когда пергамент был вытеснен бумагой.
Название произошло от его греческого наименования - charta pergamena, т.е. пергамские листы.
Дело в том, что основная масса пергамента завозилась в Грецию из малоазиатского города Пергама. В древнерусских памятниках за ним закрепилось название харатья (кожа), а иногда и просто «телятина» (лучший пергамент изготовлялся из коровьих шкур).
Делали пергамент так. Сырую шкуру - козью, овечью или телячью - вымачивали в воде, чтобы она размякла. Потом соскабливали ножом мясо и вновь вымачивали, добавив золу. После этого шерсть снималась специальным скребком.
Затем шкуру сушили, растянув на специальной раме, выглаживали, натирали мелом и полировали. Получалась тонкая, чуть желтоватая кожа, одинаково ровная и чистая с обеих сторон.
Иногда пергамент красили в синий, пурпурный или черный цвет. На таком пергаменте писали золотой пылью, растертой с водой и клеем. Чем тоньше был пергамент, тем дороже он ценился.
Вначале из пергамента делали такие же свитки, как и из папируса. Но очень скоро заметили, что его можно складывать в тетради и из этих тетрадей сшивать книги. Так и появилась книга, сшитая из отдельных листов.
Как становились писцами?
Древние писцы, особенно те, которые писали уставом, были знатоками своего дела. Но для того, чтобы в совершенстве освоить нелегкую науку каллиграфии - научиться красиво и разборчиво писать, нужна была достаточно основательная подготовка.
Где же ее можно было получить? Прежде всего в монастырях.
<< Назад 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
Вперед >>