Происхождение
Интересен охотничий заговор \"промышлять зверя или птицы\". Начало его подобно предыдущему заговору - от порчи со стороны разнообразных лихих людей. Главное содержание заговора - в предотвращении вредоносной способности \"товарищевой мысли\" и \"завидливого глаза\". Богородица должна, по просьбе охотника, послать на помощь ему святого духа, который и оградил бы его от кудесника и кудесницы и всяких соглядатаев:
И втай смотрящих, И хто не может в леси лесу
и въявь смотрящих, изчитати,
и с хвоста смотрящих, и тот не мог бы меня, раба
из избы смотрящих, божия, испортить...
из окна смотрящих, не в нове месяце,
и сквозь оконницу смотрящих, не в ущербе месяце,
из сеней смотрящих, не в межных днях,
из ворот, из-под ворот смотреть, не на утрянной зори,
из тыну смотреть, не на вечерней зори,
и встречу идучи смотрящих, не на всходе солнышном,
и з зади идучи смотрящих... не по закату солнца,
И чтоб меня, раба божия, никто ни в день при солнци,
не мог ни поткнуть, ни в нощи при месяце,
не испортить, ни в утрях рано,
ни думаю подумать, ни в вечерях поздно,
ни мыслию помыслить...
\"Поставь, госпоже, мать, пресвятая богородица... кругом меня тын железной от уроков и призоров... от земли и до небес со все четыре стороны\".
Бесчисленному сонму повсеместных злыдней-упырей (или управляющих их злой силой людей) в заговорах противопоставлен тоже необозримый сонм добрых сил, берегинь, роль которых к XVII в. уже перешла к христианским святым (их в заговорах-молитвах поименно перечисляется свыше сотни) и тысячам тысяч ангелов. В некоторых заговорах предусматривается желание человека стать лихим, наслать на кого-то зло, используя мрачное могущество упырей. Именно эти вредоносные заговоры лишены христианского элемента и начинаются с отрицания: \"Пойду, не благословясь\". Перемещение злых чар в нужном направлении осуществляется при помощи ветров:
... Ветры буйные,
храбрые ветры,
полуденные,
ночные и полуночные,
денные и полуденные,
дуйте и подувайте,
Дмитрию Александру присушите и приворотите!..
Идолы, дьяволы, покрывайте эти слова.
К архаичному, охотничьему пласту в заговорах относятся заклинания удачной охоты на волков, лисиц, рысей, \"бусых росомах\", зайцев. К святым обращаются с просьбой:
Мчите и гоните со всех 4-х сторон
по моей лыжнице, по моему следу...
серых рыскучих волков,
бурнатых и бурых лисиц,
серых рысей,
бусых росомах,
белых зайцев...
Бежали бы (звери) со всех сторон: от востока
и от запада,
от юга и севера.
В день по солнцу,
а в ночь - по месяцу, по мелким частым звездам,
не держали бы (зверей) ни мхи, ни болота, ни реки, ни озера.
Бежали бы из-за тридесят земель,
из-за тридесят морей,
из-за тридесят рек,
из-за тридесят озер...
Есть особые заговоры, обращенные к медведю и к рыси, заговоры от волков, тоже восходящие, очевидно, к далекой охотничьей поре.
Выше я в ряде случаев свободно пользовался русской средневековой терминологией, соотнося заговоры с понятием \"упыри\". Думаю, что мы имеем на это право. В некоторых заговорах идет речь о языческих могилах (\"гробах идольских\"), а иногда прямо названы упыри (\"... упирем и мудрецем...\"). В ряде случаев упыри не названы этим именем, но явно подразумеваются: колдун, насылая порчу на человека, просит в своем заговоре помочь ему \"умерших, убитых, с дерева падших, заблудящих, некрещенных, безыменных...\".
В некоторых заговорах перечни умерших не своей смертью, чужеродных мертвецов, самоубийц становятся такими же подробными и всеобъемлющими, как приведенные выше списки \"с хвоста смотрящих\" и \"через оконницу смотрящих\". Все эти мертвецы - упыри, злыдни - субъекты зла. Они в основном распадаются на две категории: это люди, умершие до срока в результате несчастий (т. е. побежденные злыми силами), и чужаки, умершие не в своем роду-племени, или же люди, лишенные традиционной погребальной обрядности.
Д. К. Зеленин очень четко разделил старинные русские представления о мертвых на два полярных, противостоящих друг другу разряда: с одной стороны, умершие поколения родных предков (деды, дзяды) - покровители и защитники живущих, а с другой - \"мертвяки\", \"заложные покойники\", упыри, наносящие вред живым людям.
Все заговоры-наговоры, насылающие порчу, смерть, разлуку, остуду, падеж скота, засуху, пожар, предусматривают осуществление зловредного замысла при посредстве этих \"мертвяков\" и упырей, души которых находятся или близ места нечаянной смерти, или в топких болотах и трясинах, но могут и перемещаться (преимущественно по ветру). Поэтому в таких наговорах часто упоминаются или употребляются в качестве принадлежности обряда земля с могилы, саван из могилы \"незнаемого мертвеца\", мертвая рука, гвозди из гроба и т.
<< Назад 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
Вперед >>