Быт древних славян
С этой стороны уместно будет вспомнить трёх Норн или Парк (в Норвегии и Элладе соответственно), которые прядут жизненную нить человека, а когда обрывают её, то и смерть приходит.
Макошь в Традиции всегда изображалась пряхой; даже после насильственного крещения Роси в народной памяти осталась примета «оставлять кудель Макоши», а если нитки наутро были перепутаны, то «Мокуша опряла». Западноевропейский историк изобразил идола Мокоса в виде существа, обмотанного нитями . Также, следует обратить внимание на праславянское *mokos – «прядение». «Овца, как не стригут шерсть, то иногда и вытрет; и говорят: Мокуша остригла овец. Иное: спят – веретено урчит. Говорят – Мокуша пряла. Выходя из дома она (Макошь) иногда подойдет, а о брус-от, о полати-то веретеном-то и щелкнет» . Также, Макошь наблюдает за прядущими женщинами: «Мокуша великим постом обходит дома и беспокоит прядущих женщин. Если пряхи дремлют, а веретено их вертится, то говорят, что за них пряла Мокуша» . Как утверждают В.В. Иванов и В.Н. Топоров, «…типологически М[окошь] близка греческим мойрам, германским норнам, прядущим нити судьбы, хеттским богиням подземного мира – пряхам, иран. Ардвисуре Анахите (ср. мать-сыра земля ) и т.п.».
Также, имя Макошь/Мокоша этимологически близко следующему ряду: общеслав. Mogti – «быть в состоянии», санскр. Magha – «могущество, вознаграждение», древнеперс. Magus – «волшебник, маг», лат. Magna – «великий», слав. Макушка/Маковка – «то, что венчает», что показывает связь Макоши с чем-то великим, мощным. С Землёй (подробнее – см. «Лики Великой Матери»).
Руне «Мыслете» посвящена Пятница . Сравни: нем. Frei-tag, англ. Fri-day – букв. «день Фрейи »; у римлян она была посвящена Богине Венере (dies Veneris), сравн. фр. Vandredi (Венера). У славян Макошь связывалась с пятницей , и даже выступала под именем святой «Параскевы[или Прасковьи]-Пятницы или Святой Пятницы», покровительствуя шитью. В языческие времена на Руси пятница была нерабочим днем: «…сказывают, что им являются св. Пятница и св. Анастасия, и заповедуют в среду и пятницу ручного дела не делати и женам не прясти…» . Ещё в XIXв н.х.л. крестьянки не смели в этот день шить или прясть, чтобы не прогневить Параскеву Пятницу.
Руна северных венедов М звалась «Мир» (у западных славян руна изображалась так же) и означала собой Белобога. «Символизирует также внутреннее Я человека, центростремительные силы, стремящие Мир к Порядку» – вполне совпадает с образом Макоши (которая своим упорядоченным плетением Нити противопоставляется Хаосу в лице Скипера-Зверя). Скандинавская руна «Algiz» (М) действует подобно «глазастым» камням (кошачий, тигровый глаз), усиливая в человеке способность предчувствовать опасность или чье-то нападение, а иногда и предупреждая его тем или иным способом – вот и Доля (Среча, Хорошая Удача)!
Название «Мыслете» означает не только сам процесс размышления, но и то, что отличает человека от зверя – разум человека. Маназ – руна человека, но не человека в физическом смысле только, а человека как структуры божественного сознания. Руна личности . Также следует вспомнить и о хеттской богине Man – «покровительниуе родов, предопределяющей судьбу человека» .
Исландская руническая поэма гласит:
Человек – это радость для человека,
и нагромождение праха,
и украшение кораблей
Эта поэма вновь говорит о двойственности природы человека: о его божественной природе, стремлению к познанию мира, и о его смертности, хтоничности.
В этом отношении очень интересна будет германская руна l «laf, logr», означающая «изначальный закон» .
Макошь в Традиции всегда изображалась пряхой; даже после насильственного крещения Роси в народной памяти осталась примета «оставлять кудель Макоши», а если нитки наутро были перепутаны, то «Мокуша опряла». Западноевропейский историк изобразил идола Мокоса в виде существа, обмотанного нитями . Также, следует обратить внимание на праславянское *mokos – «прядение». «Овца, как не стригут шерсть, то иногда и вытрет; и говорят: Мокуша остригла овец. Иное: спят – веретено урчит. Говорят – Мокуша пряла. Выходя из дома она (Макошь) иногда подойдет, а о брус-от, о полати-то веретеном-то и щелкнет» . Также, Макошь наблюдает за прядущими женщинами: «Мокуша великим постом обходит дома и беспокоит прядущих женщин. Если пряхи дремлют, а веретено их вертится, то говорят, что за них пряла Мокуша» . Как утверждают В.В. Иванов и В.Н. Топоров, «…типологически М[окошь] близка греческим мойрам, германским норнам, прядущим нити судьбы, хеттским богиням подземного мира – пряхам, иран. Ардвисуре Анахите (ср. мать-сыра земля ) и т.п.».
Также, имя Макошь/Мокоша этимологически близко следующему ряду: общеслав. Mogti – «быть в состоянии», санскр. Magha – «могущество, вознаграждение», древнеперс. Magus – «волшебник, маг», лат. Magna – «великий», слав. Макушка/Маковка – «то, что венчает», что показывает связь Макоши с чем-то великим, мощным. С Землёй (подробнее – см. «Лики Великой Матери»).
Руне «Мыслете» посвящена Пятница . Сравни: нем. Frei-tag, англ. Fri-day – букв. «день Фрейи »; у римлян она была посвящена Богине Венере (dies Veneris), сравн. фр. Vandredi (Венера). У славян Макошь связывалась с пятницей , и даже выступала под именем святой «Параскевы[или Прасковьи]-Пятницы или Святой Пятницы», покровительствуя шитью. В языческие времена на Руси пятница была нерабочим днем: «…сказывают, что им являются св. Пятница и св. Анастасия, и заповедуют в среду и пятницу ручного дела не делати и женам не прясти…» . Ещё в XIXв н.х.л. крестьянки не смели в этот день шить или прясть, чтобы не прогневить Параскеву Пятницу.
Руна северных венедов М звалась «Мир» (у западных славян руна изображалась так же) и означала собой Белобога. «Символизирует также внутреннее Я человека, центростремительные силы, стремящие Мир к Порядку» – вполне совпадает с образом Макоши (которая своим упорядоченным плетением Нити противопоставляется Хаосу в лице Скипера-Зверя). Скандинавская руна «Algiz» (М) действует подобно «глазастым» камням (кошачий, тигровый глаз), усиливая в человеке способность предчувствовать опасность или чье-то нападение, а иногда и предупреждая его тем или иным способом – вот и Доля (Среча, Хорошая Удача)!
Название «Мыслете» означает не только сам процесс размышления, но и то, что отличает человека от зверя – разум человека. Маназ – руна человека, но не человека в физическом смысле только, а человека как структуры божественного сознания. Руна личности . Также следует вспомнить и о хеттской богине Man – «покровительниуе родов, предопределяющей судьбу человека» .
Исландская руническая поэма гласит:
Человек – это радость для человека,
и нагромождение праха,
и украшение кораблей
Эта поэма вновь говорит о двойственности природы человека: о его божественной природе, стремлению к познанию мира, и о его смертности, хтоничности.
В этом отношении очень интересна будет германская руна l «laf, logr», означающая «изначальный закон» .
<< Назад 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
Вперед >>