СЛАВЯНЕ

Древние поселения славян

Мировозрение Славян
Описывается и обряд ингумации (телоположения), который косвенно упоминается в «Повести временных лет» и легендах по отношению к князьям и разного рода почитаемым персонажам. Захоронения по типу ингумации характерны для ритуальных погребений.
Наиболее известным погребальным языческим памятником является Чёрная могила X века в Чернигове.
см. также Обряд похорон у полян и русов
[править]
Календарь и письменность
[править]
Древнеславянский календарь
Основная статья: Древнеславянский календарь
В «Слове о полку Игореве» (XII в.) упоминаются «обе полы времени», то есть славяне делили время на две половины: прошлое и настоящее.
Из «Софийского временника» мы узанём о наличии у славян лунного и солнечного календарей. Но в «Учении о числах» Кирика Новгородца (XII в.) рассказывается об одном из вариантов лунного календаря, другие варианты применялись в пасхальных таблицах, а в русских летописях XI—XV вв. отмечены даты по лунному календарю — всё это позволяет исследователям утверждать, что наряду с солнечным календарём в 12 месяцев на Руси постоянно существовал и лунный календарь в 13 месяцев. Самая ранняя дата лунного календаря применена к походу Олега Вещего 907 года в Хронографе западнорусской редакции: «Лето сие зло: 13 месяц имать».
По причине различий солнечного и лунного календаря, а также вариантов лунного календаря, у славян имеются одинаковые названия месяцев, но они не совпадают при их сопряжении с месяцами современного солнечного календаря, то есть единого летоисчисления у славян не существовало.

Календарный орнамент на черняховском кувшине IV века, стрелкой отмечен знак праздника Перуна 20 июля
Б. А. Рыбаков посвятил много времени расшифровке календарей черняховской культуры. По его мнению знаки на керамике этой культуры II—IV вв. отражают представления славян о счёте времени. На чаше из с. Лепесовки обозначено 12 солнечных месяцев. На календаре из с. Ромашки счёт вёлся по дням и периодам от одного праздника до другого, как в дошедшем до наших дней народном календаре примет. Сосуд из с. Войскового, прорись знаков которого также приводит Рыбаков, явно содержит лунные числа, например, 13, хотя сам Рыбаков называет 12 и 16.
В «Слове о полку Игореве» очень часто упоминается слово «время» применительно к правлениям тех или иных князей. Упоминаются также «века Трояна» и «седьмой век Трояна». Многие историки пытались вычислить, на какое время указывает «седьмой век», однако убедительных доказательств так никто и не привёл. Одна из версий указывает на то, что счёт веков начался от нападения римского императора Траяна в 102—106 гг. на дунайские земли («когда волохи напали на славян дунайских, и поселились среди них, и притесняли их»). Но даже при наличии начальной точки отсчёта все реконструкции весьма ненадёжны, так как не известна протяжённость «веков». Ещё Н. М. Кармазин указывал на тот факт, что слово век означало «жизнь человека», считая, что славяне жили по 100 лет. Однако, в славянской традиции известна и другая длительность века — 30 лет, а у Кирика Новгородца век считается в 1000 лет.
В «Повести временных лет» дважды называется срок в пять лет для предсказаний волхвов. В первом случае — предсказание смерти князю Олегу под 907 год, во втором — предсказание о перевороте земли под 1071 год.
В те же времена пришёл волхв, обольщённый бесом; придя в Киев, он рассказывал людям, что на пятый год Днепр потечёт вспять и что земли начнут перемещаться, что Греческая земляъ станет на место Русской, а Русская на место Греческой, и прочие земли переместятся.
Число 5 имеет лунный характер и встречается на антских фибулах и височных кольцах племени словен.
Некоторые авторы утверждают, что число 5 — это число дней в славянской неделе, которую позже дополнили субботой и воскресеньем.
Hosted by uCoz