СЛАВЯНЕ

Древние поселения славян

Мировозрение Славян

1. Предыстория Руси.
Можно задать вопрос: - Хорошо ли мы знаем историю своей Родины? Прежде чем приступить к теме исследования русской духовности, традиций, моральных устоев общества, необходимо показать какие подходы существуют в периодизации Отечественной истории, и почему древней период нашей истории мы знаем не очень хорошо. Традиционно считается, что история как научная дисциплина была заложена Геродотом (5 веке до н. э.). Собирая материалы для своих работ, он объездил Египет, Вавилон. Бал и на побережье Черного моря, Финикии, Балканском полуострове. Он записывал легенды и истории местных племен, рассказы путешественников. Цицерон назвал Геродота: - \"отцом истории\". Заслуга Геродота в том, что он пытался расценивать подходы к описанию событий, фактов, рассказам о жизни других народов, объективно, с известной долей критики.
Сам термин - история, исходит из ионийского диалекта греческого языка. Он обозначается как - исследование. Но первоначально повествования о тех или иных исторических событиях, трактовались как \"логос\" - обозначающееся как слово, рассказ. Тех, кто описывал события, называли - \"логографами\". По Геродоту история - это и есть занимательный рассказ. В изложении тех или иных исторических событий вкладывался огромный моральный смысл. История была призвана, чтобы молодые поколения вдохновлялись подвигами и великими деяниями их предков (т.е. учились у старших поколений). Отсюда древние летописи и хроники изобилуют вставками из мифов, легенд. Многие события приукрашиваются. Реальные исторические деятели и цари - обожествляются и возводятся в герои и т.п. Эта традиция, идущая еще со времен античности, благополучно дожила до сегодняшнего дня (хотя бы в виде иллюстрированных энциклопедий и исторических рассказов для маленьких детей). Можно сказать, что изложение истории в древности - это определенная подборка нравоучений для развития последующих поколений. Если брать нравственный аспект изложения тех или иных событий (например, учащимся в современной школе), то можно сказать, что такой подход к истории вполне допустим. Например, для школьников младших классов (по курсу \"Нравственной грамматики\"). Как для лучшего, образного, восприятия детьми исторического материала, так и в обучении и привитии детям определенных нравственных качеств. Но для науки такой подход неприемлем.
Но даже в 18-19вв. многие труды по истории, писавшиеся видными представителями этой науки, излагались в форме увлекательного повествования о великих, древних временах.
После принятия православия на Руси в конце 10в., русские летописи собирались и переписывались христианскими монахами. А, как всем известно - история пишется всегда со стороны победителей. С их точки зрения, так было всегда и во все времена. Этому также придавалась определенная идеологическая окраска, и вкладывался огромный моральный смысл. То есть враги всегда будут злые и жестокие. У них все плохо. От них исходит ужас, разврат и насилие. Они идут в своем развитии явно не тем курсом. И культура и нравы у них аморальные и т.д. И наоборот - свое родное государство самое счастливое и лучшее. Культура и вера основаны на принципах добра и справедливости, стремится к гармонии и совершенству и т.п. Так было и на Руси - все то, что было связано с дохристианским периодом русской истории - объявлялось дикостью, злом и варварством.
Hosted by uCoz