СЛАВЯНЕ

Древние поселения славян

Мировозрение Славян
Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите\". 1. О чем заботился автор, давая поучение своим детям? 2. Вспомните, что говорят ваши родители, наставляя вас? 3. Почему, когда человек умирает, его вспоминают, в первую очередь, каким он был, а не кем работал? Что остается в памяти людей о человеке?\" (стр.22 *21 ). Л.В.Каршинова проводила работу по становлению духовно-нравственных качеств школьников в процессе освоения русской народной культуры: \"Отмечены случаи, когда ученики выражали просьбу раскрыть интересующие их проблемы, незапланированные учителем на данной ступени обучения. Так ученики 3 класса просили ответить на вопрос: \"Почему в русских сказках всегда три дороги, три сына, три героя и т.д.?\" Проблема решалась совместно в течение нескольких уроков и имела продолжение на следующих ступенях обучения\". (стр.12-13 *22). При разборе темы - \"Что, значит, уважать людей\"? (7класс), вместе с разбором темы приводился обзор исторических примеров с различных культур мира. Указывалось, что в древней Руси также почитали отца с матерью, и спрашивали перед ответственным делом их благословения. Землю древние русичи величали - \"мать - сыра земля\", просили у нее помощи и защиты. В заключение урока учитель говорил, что тем, кем ты станешь в будущем, ты обязан своим родителям, их опыту, мудрости и знаниям. В ходе уроков, у детей в игровой форме вырабатывалось понимание основных нравственных понятий. Например, в обычном разговорном приветствии - здравствуйте, в древности вкладывалось пожелание здоровья другому человеку. Такое пожелание можно было давать только с открытым сердцем. Игровая ситуация: - школьники разделялись на несколько групп. Им предлагалось следующее задание: - \"Вы находитесь в незнакомой местности, вам встречается вооруженный до зубов отряд, на узкой дороге. Языка друг друга вы не знаете. Повернуться спиной и уйти, значит поставить свою спину незнакомым вооруженным людям. Как найти выход из этой ситуации?\". Школьники (6 класс) с удовольствием искали выход из этой ситуации. Выход нашли не все - два вождя положили оружие, подошли друг к другу и протянули открытые ладони. Учитель задавал вопросы почему, а дети сами с энтузиазмом отвечали, что в открытых ладонях нет оружия. Руки пустые и означают, что никому вреда принести не могут. Позже в обычай вошло - рукопожатие, как знак полного доверия к другому человеку.
Интерес детей к традициям и обычаям своего народа, героическим событиям прошлого своей Родины закономерен, но его надо развивать и закреплять.
Список сносок.
*1. Дух Ямато в прошлом и настоящем, главная ред. Восточной литературы М: Наука 1989г.
*2 П.В.Л. о ранней истории славян и варягов на Руси. Перевод с древнерусского, А.С.Нагаев, В.Н.Огнев. Практикум по Истории СССР с древнейших времен до конца 18в. М: Просвещение 1984г.
*3 Л.Н.Гумилев Древняя Русь и Великая Степь. М: Мысль 1993г.
*4. В.А.Руднев Слово о князе Владимире М: Советская Россия. 1989г.
*5. Н.М.Карамзин История Государства Российского Том 1-2 М: \"Книжный сад\" 1993г.
*6. История Южных и Западных Славян М: МГУ 1969г.
*7. История России с древнейших времен до конца 17в. М: \"Аст\" 1996г.
*8. МГУ им. М.В.Ломоносова. А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиев, Т.А.Сивохина. История России. М: \"Проспект\" 1998г.
Hosted by uCoz