СЛАВЯНЕ

Древние поселения славян

Славяне
«За мо¬гильною горою стоит белая избушка Белуна. Белун — старик добрый. С рассветом рано отправ¬лялся Белун в поле. Высокий, весь белый, ходил он все утро по росистой меже, охранял каждый колос. В полдень шел Белун на пчельник, а когда спадала жара, опять возвращался на поле. Толь¬ко вечером поздно приходил Белун в свою избуш¬ку» (А.М. Ремизов. «К Морю-Океану»). ВЕСТА – богиня, хранительница домашнего очага. В ее храмах обучали девочек с 10 до 16 лет служительницы храма – весталки. После завершения обучения девушек называли «не вестами», что означало их готовность к взрослой жизни. ВОЛОС (Велес, Месяц) — один из древнейших восточнославянских богов, бог-облачитель, кото¬рый покрывает небо дождевыми тучами, или, вы¬ражаясь метафорически, заволакивает его облач¬ным руном, выгоняет на небесные пастбища об¬лачные стада. Первоначально один из эпитетов тучегонителя Перуна (громоносного Тура); впос¬ледствии же, при забвении его коренного значения, оно обособилось и принято за собственное имя от¬дельного божества. В качестве «скотьяго бога» (Лаврентьевская летопись) Волос заведовал небес¬ными, мифическими стадами, был их владыкою и пастырем, но потом, с утратою народом сознатель¬ного отношения к своим старинным представлени¬ям, ему приписано было покровительство и охранение обыкновенных, земных стад. Ради той зависимости, в какой находятся земные урожаи от небесного молока, проливаемого стадами дожденосных туч. Волосу, наряду с характером пастушеским, придано значение бога, помогающего тру¬дам земледельца. Существовал обычай оставлять на сжатом поле «жменю колосьев Волосу на бо¬родку». Травы, цветы, кусты, деревья называли «волосами земли». С древнейших времен скот счи¬тался основным богатством племени, семьи. По¬этому скотий бог Велес был еще и бог богатства. Корень «воло» и «вло» стал составной частью слова «володеть» (владеть). С культом Велеса связано и понятие «волхвы», так как корень этого слова так¬же происходит от «волохатый», «волосатый». Вол¬хвы при исполнении ритуальных танцев, заклина¬ний, обрядов в древности одевались в шкуру (длаку) медведя или другого животного. «В договоре Оле¬га с греками упоминается еще о Волосе, которого именем и Перуновым клялися россияне в вер¬ности, имея к нему особенное уважение, ибо он считался покровителем скота, главного их богатства». (Н.М. Карамзин. «История государ¬ства Российского»).
ГРОМОВНИК — дед Перуна. Из-под облач¬ных бровей и ресниц мечет он молниеносные взо¬ры и посылает смерть и пожары. Иногда, вместо длинных ресниц и бровей, закрывающих глаза Громовника, служит ему повязка, т.е. облачный по¬кров. Как темное небо блистает бесчисленными очами-звездами, так из мрака ночеподобных туч сверкают многоочие молнии; и те, и другие равно погасают, как скоро на просветленном небе по¬явится торжествующее солнце. Громовник — ве¬щий кузнец, кующий судьбы человеческие; мас¬терская его устроена в горах, т.е. грозовых тучах. Он сковывает воедино два тонких волоса; эти во¬лосы — не что иное, как две нити, выпряденные парками для жениха и невесты. ДАБОГ — мифологизированный образ земного царя, противопоставляемый богу на небе. Имя его возводится к сочетанию глагола «давать» с именем «бог» как обозначением доли-богатства. Дабог — дающий, дарящий. Местом обитания этого бога считалась высокая гора, что подтверждает культ гор у древних славян. ДАЖЬБОГ (Дажбог, Дашуба) — солнце после летнего солнцестояния (дающий богатство в виде урожая), сын Сварога: «и после (после Сварога) царствова сынъ его именем Солнце, его-же наричють Дажьбогъ... Солнце-царь, сын Свароговъ, еже есть Дажъбогь, бе бо муж силен» (Ипатьевская летопись). Обо¬жание солнца славянами засвидетельствовано мно¬гими преданиями и памятниками. «Слово о полку Игореве» говорит о славянах, как о внуках солнца-Дажьбога. Как светило вечно-чистое, ослепи¬тельное в своем сиянии, пробуждающее земную жизнь, солнце почиталось божеством благим, ми¬лосердым; имя его сделалось синонимом счастья.
Книга представленна исключительно для ознакомления!
Hosted by uCoz