Славяне
Поэтому если случится воину умереть во сне, то рассказывают, будто ведогонь его драл¬ся с ведогонями врагов и был убит ими. У сербов — это души, которые своим полетом производят вихри. У черногорцев — это души усопших, домо¬вые гении, оберегающие жилье и имущество своих кровных родичей от нападения воров и чужерод¬ных ведогоней. «Вот, ты счастливый заснул, а твой Ведогонь вышел мышью, бродит по свету. И куда-куда не заходит, на какие горы, на какие звезды! Погуляет, всего наглядится, вернется к тебе. И ты встанешь утром счастливый после такого сна: сказочник сказку сложит, песенник песню споет. Это все Ведогонь тебе насказал и напел — и сказку и песню» (А.М. Ремизов. «К Морю-Океану»).
ВИИ (Ний, Ниам) — мифическое существо, у которого веки опускаются до самой земли, но если поднять их вилами, то уже ничто не утаится от его взоров; слово «вии» означает ресницы. Вий — одним взглядом своим убивает людей и обращает в пепел города и деревни; к счастью, убийственный взгляд его закрывают густые брови и близко прильнувшие к глазам веки, и только в том случае, когда надо уничтожить вражеские рати или зажечь неприятельский город, поднимают ему веки вила¬ми. Вий считался одним из главных служителей Чернобога. Его полагали судьей над мертвыми. Сла¬вяне никогда не могли примириться с тем, что те, кто жили беззаконно, не по совести — не наказа¬ны. Славяне полагали, что место казни беззаконников внутри земли. Вий также связан с сезонной смертью природы во время зимы. Его почитали насылателем ночных кошмаров, видений и приви¬дений, особенно для тех, у кого не чиста совесть. «...Увидел он, что ведут какого-то приземисто¬го, дюжего, косолапого человека. Весь был он в черной земле. Как жилистые, крепкие корни, вы¬давались его засыпанные землею ноги и руки. Тя¬жело ступал он, поминутно оступаясь. Длинные веки опущены были до самой земли. С ужасом заметил Хома, что лицо было на нем железное» (Н.В. Гоголь. «Вий»). «... Нынче Вий на покое, — зевнул одной головой конь двуголовый, а дру¬гой головой облизнулся, — Вий отдыхает: он немало народу-людей погубил своим глазом, а от стран-городов только пепел лежит. Накопит Вий силы, примется снова за дело» (А.М. Ремизов. «К Морю-Океану»).
ВОДЯНОЙ (водяник, водовик, болотяник) — водяной, злобный дух, а потому всеми и повсюду причисляется к настоящим чертям. Народ пред¬ставляет водяного голым стариком, с большим одут¬ловатым брюхом и опухшим лицом, что вполне соответствует его стихийному характеру. Вместе с этим, как все облачные духи, он — горький пья¬ница (несомненно, что это качество было придано с приходом христианских «просветителей», принесших с собой винопитие и употребление крепких спиртных напитков). Водовики почти всегда женаты и имеют помногу детей; женятся они на водяных девах, утоп¬ленницах и тех несчастных девушках, которые были прокляты родителями и вследствие этого прокля¬тия уведены нечистою силою в подводные селения. Недоброжелательство водяного к людям выража¬ется в том, что он неустанно сторожит за каждым человеком, являющимся, по разным надобностям, в его сырых и мокрых владениях. Он уносит на безвозвратное жилье всех, кто вздумает летней порой купаться в реках и озерах после солнечного заката, или в самый полдень, или в самую пол¬ночь. Под водой он обращает свою добычу в ка-бальных рабочих, заставляет их переливать воду, таскать и перемывать песок и т.д. Никогда не уми¬рая, водяные, тем не менее, на переменах луны изменяются: на молодике они и сами молоды, на ущербе превращаются в стариков. На юге пред¬ставляются с человеческим туловищем, но с рыбь¬им хвостом вместо ног; водяные северных холод¬ных лесов — чумазые и рогатые. Водяной находится в непримиримо враждебных отношениях с дедуш¬кой домовым, с которым, при случайных встречах, неукоснительно вступает в драку. В том случае, когда водяной живет в болотах, его называют так¬же Болотняник.
ВОЛЧИЙ ПАСТЫРЬ — владыка бурных гроз, которому подвластны небесные волки-пожиратели солнца, следующие за ним большими стаями и в дикой охоте заменяю¬щие собою гончих псов.
<< Назад 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
Вперед >>
Книга представленна исключительно для ознакомления!