СЛАВЯНЕ

Древние поселения славян

Славяне
«...Переплут упо-минается вместе с берегинями в «словах» про¬тив язычества. По гипотезе В. Пизани, Переплут — восточнославянское соответствие Вакха-Диониса. Не исключена связь с именами богов балтийских славян типа Поренут, Поревит и с табуированньши именами, производны¬ми от «Перун» (В.В. Иванов). ПЕРУН (Перен, Перкун Ас, Перкунас) — бог-громовержец, божество победоносное, карающее, явление кото¬рого возбуждает страх и трепет. Его представляют статным, высокого роста, с черными волосами и длинной золотой бородою. Восседая на пламенной колеснице, он разъезжает по небу, вооруженный луком и стрелами, и разит нечестивых. По свиде¬тельству же Нестора, деревянный идол Перуна, поставленный в Киеве, имел на серебряной голове золотые усы. Грохотом его колесницы арийские племена объясняли себе громозвучные раскаты гро¬зы. Насылая град, бури и безвременные ливни, он карал смертных неурожаем, голодом и повальными болезнями. Русское предание наделяет Перуна па¬лицею: «Он же, пловя сквозь великый мост, вер¬же палицю свою и рече: на семь мя поминают новгородскыя дети, ею же и ныне безумнии убивающеся, утеху творять бесом». Пущенная им стрела поражает тех, в кого бывает направлена, и производит пожары. Стрелы громовые, ниспадая из туч, входят далеко в глубь земли, а через три или семь лет возвращаются на ее поверхность в виде черного или темно-серого продолговатого ка¬мушка: это — или сосульки, образующиеся в пес¬ках от удара молнии, или белемниты, известные в народе под именем «громовых стрелок» и почита¬емые за верное предохранительное средство про¬тив грозы и пожаров. Мифы представляют бога-громовника кузнецом и пахарем; раскаленное железо, сошник и камень — символические знамения его молний, заряженное ружье — позднейшая замена Перуновой стрелы или палицы, кипучая вода рав¬носильна воде небесных источников, приготовляе¬мой в грозовом пламени. В теплые дни весны Перун являлся со своими молниями, оплодотворял землю дождями и выводил из-за рассеянных туч ясное солнце; его творческою силою пробуждалась природа к жизни и как бы вновь созидался пре¬красный мир.
ПЕРУН-СВАРОЖИЧ — другой сын Сварога-неба, огонь-молния. «И огневи молятся, зовут его Сварожичем/» («Слово некоего христолюбца»). Молнии были его оружие — меч и стрелы; радуга — его лук; тучи — одежда или борода и кудри; гром — далеко звучащее слово, глагол бо¬жий, раздающийся свыше; ветры и бури — дыха¬ние; дожди — оплодотворяющее семя. Как творец небесного пламени, рождаемого в громах, Перун признается и богом земного огня, принесенного им с небес в дар смертным; как владыка дождевых облаков, издревле уподоблявшихся водным источ¬никам, получает название бога морей и рек, а как верховный распорядитель вихрей и бурь, сопро¬вождающих грозу, — название бога ветров. Эти различные названия придавались ему первоначаль¬но как его характеристические эпитеты, но с тече¬нием времени обратились в имена собственные; с затемнением древнейших воззрений они распались в сознании народном на отдельные божеские лица, и единый владыка грозы раздробился на богов — грома и молний (Перун), земного огня (Сварожич), воды (Морской царь) и ветров (Стрибог). Согласно мифам Перун Сварожич дал славянам письменность Перуницу или Руницу, начертав на небесах огненные знаки-буквы. ПОГОДА — бог прекрасной погоды (годной), нежного и приятного ветерка. Ему поклонялись поляки и венды. В Прильвице найден его идол, изображающий человека в остроконечной шапке, из которой высовываются два бычьих рога. В правой руке у него рог изобилия, а в левой — посох. У Я. Длугоша (XV век) Погода рассматривается как одно из имен божеств сезонного типа. Некоторые источ¬ники предполагают его связь с культом огня. ПОДАГ — бог звероловства. Изображался со зверем в руках. Существовали особые приметы и заговоры, при помощи которых охотники пыта¬лись задобрить его — тогда он и зверя в ловушку заманит, и птицу подведет. Начинающим охотни¬кам он, как правило, помогает, чтобы привить им страсть к охоте.
Книга представленна исключительно для ознакомления!
Hosted by uCoz