СЛАВЯНЕ

Древние поселения славян

Славяне
Мав¬ки стараются мстить живым людям за то, что до¬пустили их умереть некрещеными и лишили небес¬ного царства. В летнее время они плавают в ночные часы на поверхности рек, источников и озер и пле¬щутся водою, а на Русальную неделю бегают по полям и нивам с печальным возгласом: «мене маты породыла, нехрещену схороныла!» У гуцулов май¬ки — прекрасны, .стройны и резвы, носят тонкие, прозрачные платья и убирают свои длинные, распущенные по плечам косы весенними цветами. Они заботятся о благосостоянии полей и стад, и как только растают снега — являются в горы и доли¬ны, засевают травы и даруют урожай. Они вору¬ют по ночам лен, прядут кудели, ткут и белят по¬лотна, и вьют венки. МАГУРЫ – волшебные девы, помощницы Валькирий; подают волшебное питье воинам, уставшим в бою. МОРОВАЯ ДЕВА — причисляется болгарами к самодивам и самовилам (см. Самовилы). МОРЯНА (Морская царевна, Царь-девица) — дева морских вод, дочь морского царя. Катается по морю в золотом челноке; блестящая красота ее так ослепительна, что на чудную деву нельзя взгля¬нуть сразу, а надо помалу приучить свои очи, иначе сомлеешь и сгинешь. В прекрасном образе Морской царевны или Царь-девицы сказки соче¬тают представления о богине Зоре и богине-громовнице. Большую часть времени плавает в глубинах моря, превратившись в рыбину, играет с дельфинами. Выходит на берег в тихие вечера, колышется на волнах, плещется, перебирает мор¬ские камешки-голыши. Когда поднимает шторм разгневанный царь морской, успокаивает его, уни¬мает бурю. В русских сказках Моряне близок образ Марьи Моревны. «Скоро-скоро забрезжит. И пойдет, осыпаясь, прощаться дикая роза — друг-поводырь. Легкий ветер уж веет. Там Моряна волны колышет» (А.М. Ремизов. «К Морю-Океану»). МРАЧЕНКА — облачная дева, олицетворение черной тучи. В летнее время Мраченка выходит из колодцев и возносится к облакам, неся с собой воду, которою потом орошают землю, и тем самым даруют урожай. ОБИДА — облачная дева, которая плескалась на синем море лебедиными крыльями. «.Въстала Обида в силах Дажъбога внука, вступилъ девою на землю Трояню, въплескала лебедиными крылы на синем море, у Дону плещущи» («Сло¬во о полку Игореве»). Название Обида согла¬суется с теми собственными именами, какие при¬даны небесным воинственным девам, например, Распря, Победа и пр. ПОЛУДНИЦЫ — тождественны с солнцевыми девами и белыми женами; в полдень показываются у колодцев и расчесывают свои длинные косы. В южной части Сибири знают под этим именем ми¬фическую старуху с густыми, всклоченными волосами, одетую в лохмотья; она живет в бане или в кустах крапивы и оберегает огороды от шаловли-вых детей. В Архангельской губернии Полудница — охранительница полей, засеянных рожью: «Полудница во ржи, покажи рубежи, куда хошь побежи! » Рассказывают о лесных полуденицах, ко¬торые в полдень летают в крутящихся вихрях и воруют маленьких детей. Полудница носит белое платье и от двенадцати до двух часов ходит по нивам, держа в руке серп, останавливаясь неожи¬данно перед тем, кто замешкается в полдень на полевой работе, она начинает подробно расспра¬шивать: как обрабатывается лен и приготавливает¬ся пряжа и полотно. Кто не сумеет ответить на ее вопросы, тем свертывает голову или, по крайней мере, наказывает их тяжкою болезнею. Только молитвой на «изгнание беса полуденна» можно кое-как от нее отделаться. Полудница имеет свой¬ство подменивать маленьких детей, оставленных без присмотра, на своих собственных. Смотря по тому, как обходятся в семье с подменышем, точно также хорошо или худо бывает и похищенному Полудницей ребенку. РОЖЕНИЦЫ (чистые, белые девы и жены, живицы, суженицы, судицы, рожаницы, кресницы) — девы судьбы, присутствующие при рожде¬нии детей; вещие предсказательницы судьбы ново¬рожденных и помощницы в родах. Они подходят к постели только что разрешившейся матери; каждая из них держит в руках по горящей свече — знаме¬ние того светоча, которым возжигается пламя жизни, почему и называют их кресницами (возжигательницами, от «крес» — «огонь»).
Книга представленна исключительно для ознакомления!
Hosted by uCoz