СЛАВЯНЕ

Древние поселения славян

Славяне
ВЫРИЙ (вирий, ирий, урай) — в восточносла¬вянской мифологии древнее название рая и райс¬кого мирового дерева, у вершины которого обита¬ли птицы и души умерших. В народных песнях весеннего цикла сохранился мотив отмыкания клю¬чом вырия, откуда прилетают птицы. Согласно украинскому преданию, ключи от вырия некогда были у вороны, но та прогневала бога, и ключи передали другой птице. С представлением о вырии связаны магические обряды погребания кры¬ла птицы в начале осени. ГЕРМАН (Джерман) — в южнославянской ми¬фологии персонаж, воплощающий плодородие. Во время болгарского обряда вызывания дождя пред¬ставляется глиняной куклой с подчеркнутыми муж¬скими признаками. В заклинаниях говорится, что Герман умер от засухи (или дождя): женщины хо¬ронят его в сухой земле (обычно на песчаном берегу реки), после чего должен пойти плодоносный дождь. ГОГИ И МАГОГИ — библейские народы, живущие на севере от мест проживания: « Сын человеческий! обрати лицо свое к Гогу в земле Магог, князю Роша, Мешеха и Фувала, и изреки на него пророчество и скажи: так говорит Господь Бог: вот, Я – на тебя, Гог, князь Роша, Мешеха и Фувала...от пределов севера.» (Иез.38: 2,3,6). Стараниями христианских проповедников мы узнали, что такие народы, свирепы пуще лютых зверей и едят живых людей; у иного один глаз — и тот во лбу, а у иного три глаза; у одного одна только нога, а у иного три, и бегают они так быстро, как летит из лука стрела. «...И лицо разбойничье! — сказал Собакевич. — Дайте ему только нож да выпустите его на большую дорогу — зарежет, за копейку заре¬жет! Он да еще вице-губернатор — это Гога и Магога!» (Н.В, Гоголь. «Мертвые души»). ГОМИЛЕ СЛАМЕ (олелии, ойлалия) — риту¬альный большой костер. Большие костры палили из соломы, а также жгли огни в особой решетке, высоко поднятой четырьмя мужчинами на четырех длинных шестах. ГРОМОВЫЙ ЖЕРНОВ — жернов, который мелет людское счастье и богатство. У белорусов сохранилось поверье, что горные духи, подчиненные Перуну и вызывающие своим полетом ветры и бурю, возят на себе громовый жернов, на котором воссе¬дает сам Перун с огненным луком в руках.
ДАСУНЬ — темное царство, населенное дасу — демонами или представителями неарийских, несла¬вянских племен; антипод ясуней. ДВОЕГЛАЗКА — черношерстная собака, имеющая над глазами два белые пятна, которыми и усматривает она всякую нечистую силу. ЖИВАЯ ВОДА (амрита, нектар, амброзия) — бессмертный напиток, возвращающий жизнь убитому после окропления ран мертвой водой. ЗВЕЗДА — душа человека; падающая звезда уподобляется смерти. В народе верят, что на небе столько же звезд, сколько на земле людей. Сверх того, на Руси утверждают, что падающая звезда означает след ангела, который летит за усопшею душою, или след праведной души, поспешающей в райские обители; если успеешь пожелать что-ни¬будь в тот миг, пока еще не совсем сокрылась звезда, то желание непременно дойдет до Бога и будет им исполнено. ИВАН БЫКОВИЧ (Иван-коровьин или кобы¬лий сын, Милош Кобылич, Буря-богатырь) — мифологизированный образ героя русских народ¬ных сказок, победившего многоголовых змеев. Победивши их, он должен бороться с их сестра¬ми или женами, которые превращаются одна в золотую кроватку, другая в дерево с золотыми и серебряными яблоками, а третья в криницу. Дол¬жен состязаться богатырь и с их матерью, ужас¬ною змеихою, которая раззевает пасть свою от земли до неба. Быстрота полета бурной дожденосной тучи олицетворялась в образе быстрого коня; проливаемые ею потоки — к сближению ее с дойной коровой, — поэтому Иван-коровьин сын есть собственно сын тучи, т.е. молния или боже¬ство грома Перун. ИВАН ДУРАК (Иванушка Дурачок) — изначально мифо¬логизированный персонаж русских волшебных ска¬зок. Воплощает особую сказочную стратегию, исходящую не из стандартных постулатов библейского адепта, а практического разума, но опирающегося на поиск собствен-ных решений или божественных подсказок (в старославянском эпосе означало «вернувшийся от бога»), часто противоречащих «здравому» смыс¬лу, но, в конечном счете приносящих успех: «Наш Иван тут стал не Иван-дурак, а Иван — цар¬ский зять; оправился, очистился, молодец мо-лодцом стал, не стали люди узнавать!» (А.Н.
Книга представленна исключительно для ознакомления!
Hosted by uCoz