Славяне
ТРОЯН — языческое божество, в старинных памятниках о нем упоминают наряду с Перуном, Хорсом и Волосом. Имя Троян образовалось из слова «три», «трое», и весьма вероятно, его тождество с Триглавом. По указанию одного из ва¬риантов сербского предания, Троян имел три го-ловы и восковые крылья, и козьи уши, вероятно символизировавшие видение и слышание в трех мирах. «При гаданиях вороного коня Триглава трижды водили через девять копий, положенных на землю. В южнославянской и, возможно, восточнославян¬ской традициях треглавый персонаж — Троян» (В.Я. Петрухин). В сербских сказках одна голова Трояна пожирает людей, другая — животных, третья — рыб, что символизирует связь его с тре¬мя царствами культом ухода из мира Яви.
ТУР — воплощение Перуна; «на своих законопротивных соборищах некоего Тура-сатану и прочил богомерзкия скареды измышляюще вспоминаютъ» (Синопсис). Со словом «тур» нераздельны понятия о быстром движении и стреми¬тельном напоре. В дальнейшем, производном значении этого слова, «ярый тур» — храбрый, могучий воитель.
УСЛАД (Ослад) — бог пиршества (от глагола «усладить»); сопутник Лады, богини приятностей и любви; покровитель искусств. «Услад, прельща¬ющий воззрением одним...» (М. Херасков. «Владимириада»). Он был почитаем покровителем вся¬ких удовольствий и увеселений, бог роскоши, пиров, забав и особенно столовых, яственных услажде¬ний. Кумир его, по воле Владимира I, был воз-двигнут, а потом уничтожен в Киеве. «....Сколько ни было в то время университетов, то ни одно¬го из оных студента не отвела Лада в царство Чернобогово, а провожал туда беспрестанно Ус¬лад. ...лучше, оставя Услада, жертвовать разумно и осторожно Ладе, которая нередко со¬ставляет счастье молодых ученых, а Услад — никогда, повергая притом их в презрение и в веч¬ную бедность» (М.Д. Чулков. «Пересмешник, или славенские сказки»).
ФЛИНЦ — бог смерти. Изображали его раз¬лично. Иногда представляли его остовом (скелетом), с левого плеча висела у него мантия, а в правой держал он длинный шест, на конце которого находился фа¬кел. На левом плече у него сидел лев, который двумя передними лапами упирался в голову, одною же заднею в плечо, а другою в руку остова. Славя¬не думали, что этот лев принуждает их к смерти. Другой способ изображать его был такой же, только с тем различием, что представляли его не остовом, а живым телом.
ФОРТУНА – богиня, жена Портуна, его женская ипостась, покровительница судьбы моряков. ХМЕЛЬ — растение и бог; растение, из которо¬го приготавливают божественный напиток. «Гла¬голю тебе, человече: аз бо есмь хмель... аз бо есмь силен, боле всех плодов земных, от корени есми силного, и многоплодного, и племени вели¬кого, а мати моя сотворена богом, а имею у себя ноги комки, а утробу не ожерчиву, а главу есми высоку, а язык многоглаголив, а ум розной, а очи обе имею мрачнии, эавидлив, а сам яз спесив велми, и богат, а руце мои держат землю всю» (древнерусская притча). ХОРС (Корша, Коре, Корш) — древнерусское божество солнца и солнечного диска, солнце после осеннего солнцестояния, принимающий эстафету у Даждьбога. Он известен больше всего у юго-восточных славян, где солнце просто царит над всем остальным миром. Не слу¬чайно в «Слове о полку Игореве» Хорс упомина¬ется именно в связи с югом, с Тмутараканью, где осенью Хорс еще силен. Князь Всеслав, пробираясь ночами в Тмутаракань, «ве¬ликому Хорсови волком путь перерыскаше», то есть успевал до восхода солнца. Предполагают, что южный город Корсунь также получил название от этого слова (изначально Хорос или Хорсунь). Хорсу посвя¬щены два очень крупных славянских языческих праздника в году (связанные также со Световидом, Ярилой-Яровитом и т.д.) — дни осеннего и зимнего солнцестояния в сентябре (когда с горы к реке обязательно скатывали тележное колесо — солярный знак солнца, символизирующее откат солнца на зиму) и в декабре (когда чествовали новорожденного Коляду, принимающего дела у Хорса и пр.). Некоторые источники ут-верждают, что этот бог был славянским эскула¬пом, другие — подобен Бахусу по времени созревания вина нового урожая).
УСЛАД (Ослад) — бог пиршества (от глагола «усладить»); сопутник Лады, богини приятностей и любви; покровитель искусств. «Услад, прельща¬ющий воззрением одним...» (М. Херасков. «Владимириада»). Он был почитаем покровителем вся¬ких удовольствий и увеселений, бог роскоши, пиров, забав и особенно столовых, яственных услажде¬ний. Кумир его, по воле Владимира I, был воз-двигнут, а потом уничтожен в Киеве. «....Сколько ни было в то время университетов, то ни одно¬го из оных студента не отвела Лада в царство Чернобогово, а провожал туда беспрестанно Ус¬лад. ...лучше, оставя Услада, жертвовать разумно и осторожно Ладе, которая нередко со¬ставляет счастье молодых ученых, а Услад — никогда, повергая притом их в презрение и в веч¬ную бедность» (М.Д. Чулков. «Пересмешник, или славенские сказки»).
ФЛИНЦ — бог смерти. Изображали его раз¬лично. Иногда представляли его остовом (скелетом), с левого плеча висела у него мантия, а в правой держал он длинный шест, на конце которого находился фа¬кел. На левом плече у него сидел лев, который двумя передними лапами упирался в голову, одною же заднею в плечо, а другою в руку остова. Славя¬не думали, что этот лев принуждает их к смерти. Другой способ изображать его был такой же, только с тем различием, что представляли его не остовом, а живым телом.
ФОРТУНА – богиня, жена Портуна, его женская ипостась, покровительница судьбы моряков. ХМЕЛЬ — растение и бог; растение, из которо¬го приготавливают божественный напиток. «Гла¬голю тебе, человече: аз бо есмь хмель... аз бо есмь силен, боле всех плодов земных, от корени есми силного, и многоплодного, и племени вели¬кого, а мати моя сотворена богом, а имею у себя ноги комки, а утробу не ожерчиву, а главу есми высоку, а язык многоглаголив, а ум розной, а очи обе имею мрачнии, эавидлив, а сам яз спесив велми, и богат, а руце мои держат землю всю» (древнерусская притча). ХОРС (Корша, Коре, Корш) — древнерусское божество солнца и солнечного диска, солнце после осеннего солнцестояния, принимающий эстафету у Даждьбога. Он известен больше всего у юго-восточных славян, где солнце просто царит над всем остальным миром. Не слу¬чайно в «Слове о полку Игореве» Хорс упомина¬ется именно в связи с югом, с Тмутараканью, где осенью Хорс еще силен. Князь Всеслав, пробираясь ночами в Тмутаракань, «ве¬ликому Хорсови волком путь перерыскаше», то есть успевал до восхода солнца. Предполагают, что южный город Корсунь также получил название от этого слова (изначально Хорос или Хорсунь). Хорсу посвя¬щены два очень крупных славянских языческих праздника в году (связанные также со Световидом, Ярилой-Яровитом и т.д.) — дни осеннего и зимнего солнцестояния в сентябре (когда с горы к реке обязательно скатывали тележное колесо — солярный знак солнца, символизирующее откат солнца на зиму) и в декабре (когда чествовали новорожденного Коляду, принимающего дела у Хорса и пр.). Некоторые источники ут-верждают, что этот бог был славянским эскула¬пом, другие — подобен Бахусу по времени созревания вина нового урожая).
<< Назад 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
Вперед >>
Книга представленна исключительно для ознакомления!