Славяне
В известные дни года жены и девы эти показываются невдалеке от своих жилищ очам смертных, преимущественно невинным детям и бед¬ным пастухам, показываются они обыкновенно вес¬ною, когда цветут майские цветы, в такое время, с которым соединяется мысль о грядущем или уже наступившем пробуждении природы от зимнего сна.
БЕРЕГИНЯ (баба-гормнинка, баба-алатырка, врегина, перегиня) — облачная дева. Древнейшее значение слова «брег» — «гора», а потому назва¬ние «берегиня» могло употребляться в смысле горыни (горный дух), и вместе с тем служит для обозначения водяных дев, блуждающих по берегам рек и потоков (старославянское «прегыня» — «холм, поросший лесом», но вероятно смешение со словом оберег»; слово «врегина» известно в лу¬жицком языке как название злого духа). Паисьевский сборник и рукописи новгородского Софийс¬кого собора упоминают о требах, поставляемых рекам, источникам и берегиням. Берегини охраня¬ли человека — дома и в лесу, на суше и на воде. Позднее они получили собственные или собствен¬ные групповые имена (русалки, домовые и т.п.).
БОЛОТНИЦА (омутница, лопатница) — водя¬ная дева. В зависимости от того, где живут водя¬ные девы, они получают соответствующие назва¬ния. Водяную деву, живущую на болоте, называют болотницей. Любительницу омутов — омутницей. По поведению и характеру они сходны с русалками.
БРОДНИЦЫ — относятся к берегиням, охра¬няющим броды. Это водяные девы, предпочитаю¬щие селиться в тихих заводях. По преданиям, они мирно сосуществуют с бобрами. Бродницы строят из хвороста броды и содержат их в полном поряд¬ке. Если врага почуют, незаметно разрушат брод, запутают и заведут в омут. «...И водяные Бродни¬цы, плавая тихо, волновали синие воды и, чаруя глубокие недра, призывали навое из темных мо¬гил» (А.М. Ремизов. «К Морю-Океану»).
ВАЛЬКИРИИ – божественные девы, сопровождающие души погибших в бою воинов в чертог Создателя, где собирается воинство для Последней битвы со Злом.
ВЕЩИЕ ЛЕБЕДИНЫЕ ДЕВЫ — водяные девы, их можно узнать по мокрым краям платья и передника. Лебединые девы, по первоначальному своему значению — олицетворения весенних, дож¬девых облаков; вместе с низведением преданий о небесных источниках на землю, лебединые девы становятся дочерьми Океан-моря и обитательни¬цами земных вод (морей, рек, озер и криниц). Они состоят под началом у дедушки-водяного. Лебеди¬ным девам придается вещий характер и мудрость; они исполняют трудные, сверхъестественные зада¬чи и заставляют подчиняться себе самую природу. Птица лебедь — одно из древнейших олицетворе¬нии белого летнего облака. Вещие девы часто являются на водах белыми лебедушками: присвоен¬ное им предвиденье есть дар бессмертного напитка, которым они обладают; пляска, музыка и пение (метафоры крутящихся вихрей и завывающей бури) составляют любимые занятия, утеху и веселье всех водяных духов; волнения рек и водовороты народ объясняет себе как последствие их танцев. Всеми этими признаками: вещею силою и наклонностью к пляскам, музыке и песням они сближаются с воз¬душными существами бурных гроз.
ВИЛЕНИ (вилован конь) — вилины кони, с помощью которых добрый молодец (Перун) до¬бывает себе златовласую красавицу. Это чудесные кони грозовых туч; они дышат пламенем, летают по воздуху с быстротою стрелы, не боятся непого¬ды и опасностей, и наделены вещим характером: человеческим словом, предвиденьем, мудростью.
ВИЛЕНИК — человек, в которого ударила вила стрелою и потом сама же исцелила.
ВИЛЫ (само-вилы, морские пани, само-дива, лихоплеси) — одно из прозваний облачных дев; вила (само название от слова «вить») прядет об¬лачные кудели и тянет из них золотые нити молнии. Вилы изображаются и вещими пряхами, пря¬дущими нить жизни. Их называют также лихоплеси (т.е. плетущие лихо — жизненные беды и смерть). О суеверном почитании вил упоминается в старин-ных рукописях: «Веруют в Перуна и в Хорса... и в вилы, их же числом тридевять сестрениц гла¬голют невгласи и мнятъ богинями, и тако покладывахуть имъ теребы».
<< Назад 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
Вперед >>
Книга представленна исключительно для ознакомления!