СЛАВЯНЕ

Древние поселения славян

Славяне
В известные дни года жены и девы эти показываются невдалеке от своих жилищ очам смертных, преимущественно невинным детям и бед¬ным пастухам, показываются они обыкновенно вес¬ною, когда цветут майские цветы, в такое время, с которым соединяется мысль о грядущем или уже наступившем пробуждении природы от зимнего сна. БЕРЕГИНЯ (баба-гормнинка, баба-алатырка, врегина, перегиня) — облачная дева. Древнейшее значение слова «брег» — «гора», а потому назва¬ние «берегиня» могло употребляться в смысле горыни (горный дух), и вместе с тем служит для обозначения водяных дев, блуждающих по берегам рек и потоков (старославянское «прегыня» — «холм, поросший лесом», но вероятно смешение со словом оберег»; слово «врегина» известно в лу¬жицком языке как название злого духа). Паисьевский сборник и рукописи новгородского Софийс¬кого собора упоминают о требах, поставляемых рекам, источникам и берегиням. Берегини охраня¬ли человека — дома и в лесу, на суше и на воде. Позднее они получили собственные или собствен¬ные групповые имена (русалки, домовые и т.п.). БОЛОТНИЦА (омутница, лопатница) — водя¬ная дева. В зависимости от того, где живут водя¬ные девы, они получают соответствующие назва¬ния. Водяную деву, живущую на болоте, называют болотницей. Любительницу омутов — омутницей. По поведению и характеру они сходны с русалками. БРОДНИЦЫ — относятся к берегиням, охра¬няющим броды. Это водяные девы, предпочитаю¬щие селиться в тихих заводях. По преданиям, они мирно сосуществуют с бобрами. Бродницы строят из хвороста броды и содержат их в полном поряд¬ке. Если врага почуют, незаметно разрушат брод, запутают и заведут в омут. «...И водяные Бродни¬цы, плавая тихо, волновали синие воды и, чаруя глубокие недра, призывали навое из темных мо¬гил» (А.М. Ремизов. «К Морю-Океану»). ВАЛЬКИРИИ – божественные девы, сопровождающие души погибших в бою воинов в чертог Создателя, где собирается воинство для Последней битвы со Злом. ВЕЩИЕ ЛЕБЕДИНЫЕ ДЕВЫ — водяные девы, их можно узнать по мокрым краям платья и передника. Лебединые девы, по первоначальному своему значению — олицетворения весенних, дож¬девых облаков; вместе с низведением преданий о небесных источниках на землю, лебединые девы становятся дочерьми Океан-моря и обитательни¬цами земных вод (морей, рек, озер и криниц). Они состоят под началом у дедушки-водяного. Лебеди¬ным девам придается вещий характер и мудрость; они исполняют трудные, сверхъестественные зада¬чи и заставляют подчиняться себе самую природу. Птица лебедь — одно из древнейших олицетворе¬нии белого летнего облака. Вещие девы часто являются на водах белыми лебедушками: присвоен¬ное им предвиденье есть дар бессмертного напитка, которым они обладают; пляска, музыка и пение (метафоры крутящихся вихрей и завывающей бури) составляют любимые занятия, утеху и веселье всех водяных духов; волнения рек и водовороты народ объясняет себе как последствие их танцев. Всеми этими признаками: вещею силою и наклонностью к пляскам, музыке и песням они сближаются с воз¬душными существами бурных гроз. ВИЛЕНИ (вилован конь) — вилины кони, с помощью которых добрый молодец (Перун) до¬бывает себе златовласую красавицу. Это чудесные кони грозовых туч; они дышат пламенем, летают по воздуху с быстротою стрелы, не боятся непого¬ды и опасностей, и наделены вещим характером: человеческим словом, предвиденьем, мудростью. ВИЛЕНИК — человек, в которого ударила вила стрелою и потом сама же исцелила. ВИЛЫ (само-вилы, морские пани, само-дива, лихоплеси) — одно из прозваний облачных дев; вила (само название от слова «вить») прядет об¬лачные кудели и тянет из них золотые нити молнии. Вилы изображаются и вещими пряхами, пря¬дущими нить жизни. Их называют также лихоплеси (т.е. плетущие лихо — жизненные беды и смерть). О суеверном почитании вил упоминается в старин-ных рукописях: «Веруют в Перуна и в Хорса... и в вилы, их же числом тридевять сестрениц гла¬голют невгласи и мнятъ богинями, и тако покладывахуть имъ теребы».
Книга представленна исключительно для ознакомления!
Hosted by uCoz