Славяне
Предрассветный крик пе¬туха заставляет упыря мгновенно исчезать или по¬вергает его окровавленного наземь — в совер¬шенном бесчувствии. Являясь ночью к бабе, упырь начинает допытываться, как приготовляются со¬рочки, с тем, чтобы по отобрании ответа высо¬сать из нее кровь. Умная баба должна как можно долее продлить свой рассказ, и потому сперва описывает: как сеют лен, как его собирают и вы¬мачивают, потом говорит о пряже, тканье, беле¬нии полотен и наконец — о шитье сорочки. Пока она успеет окончить все эти подробности, запоют петухи и упырь пропадет. Они появляются либо в своем обличье, либо с синими лицами, закутан¬ными в черный плащ. Упырь может превратиться в летучую мышь, перо, соломинку. Ребенка-упы¬ря можно узнать по двойным рядам зубов. Чтобы прекратить деятельность упыря, надо вбить осиновый кол в то место могилы, где находится грудь покойника. Упыри — враги берегинь. Лекарством от укушения упыря служит земля, взя¬тая из его могилы. «Упырь, — дело другое; он всегда зол\' он родится от черта и ведьмы, — или от ведьмы и вовкулака. Живет он злым человеком. Упыри не гниют в гробах, они по ночам выходят и, из спящих высасывая кровь, засасывают их до смерти» (Н.А. Маркович. «Обычаи, поверья, кухня и напитки малоросси-ян»). «Ваня стал, — шагнуть не может./ Боже! думает бедняк,/ Это, верно, кости гло¬жет/ Красногубый вурдалак» (А.С. Пушкин. «Вурдалак»).
ЧАРОВНИК (чародей) — тот, кто умеет совершать чары — суеверные, таинственные обря¬ды, какие совершаются, с одной стороны, для отклонения различных напастей, для изгнания нечистой силы, врачевания болезней, водворения се¬мейного счастья и довольства, а с другой - для того, чтобы наслать на своих врагов всевозмож-ные беды и предать их во власть злобных, мучи¬тельных демонов.
ШЕПТУН - так называют знахарей именно за те «заговоры» или таинственные слова, которые шепчутся над больным, или снадобьем. Заговоры воспринимаются или изустно от учителей, или из письменных источников, в изобилии распростра¬ненных среди грамотного сельского населения под названием «цветников», «травников» и «лечеб¬ников». Главное отличие между колдунами и зна-харями состоит в том, что первые скрываются от людей и стараются окутать свое ремесло непроницаемой тайной, вторые же работают в открытую и без креста и молитвы не приступают к делу: даже целебные заговоры их, в основе своей, состоят из молитвенных обращений к Богу и святым угодникам, как целителям. Колдун действует зачастую по вдохновению: разрешает себе выдумку своих при¬емов и средств, лишь бы они казались внушитель¬ными и даже устрашали. Знахарь же идет торной дорожкой и боится оступиться, придерживаясь «цветника» или наставлений покойничка-батюшки. (Н.А.Маркович. «Обычаи, поверья, кухня и напитки малороссиян»)
СЛОВАРЬ ВОЛШЕБНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ ЖИВОТНОГО МИРА
АЛКОНОСТ (алконос) — в русских средневе¬ковых легендах райская птица с человеческим ли¬цом (часто упоминается вместе с другой райской птицей — сирином). Образ алконоста восходит к греческому мифу об Алкионе, превращенной бога¬ми в зимородка. Алконост несет яйца на берегу моря и, погружая их в глубину моря, делает его спокойным на шесть дней. Пение алконоста на¬столько прекрасно, что услышавший его забывает обо всем на свете. «Резник Олеха — лесное чудо,/ Глаза — два гуся, надгубье рудо, /Повысек птицу с лицом девичьем, /Уста закляты потайным кличем. /Заполовели у древа щеки /И голос хляб¬кий, как плеск осоки, /Резчик учуял: «Я — Ал-коност, /Из глаз гусиных напьюся слез!» (Н.А. Клюев. «Погорельщина»). «Птица Сирин мне радостно скалится, /Веселит, зазывает из гнезд, /А напротив тоскует-печалится /Травит душу чудной Алконост» (В.С. Высоцкий. «Купола»). ВАСИЛИСК — царь-змей, взгляд которого по¬ражает на смерть как молния, а дыхание заставля¬ет вянуть травы и никнуть деревья. Он рождается из яйца, снесенного черным семигодовалым пету¬хом и зарытого в горячий навоз. Черный петух — мрачная туча; в весеннюю пору после семи зимних месяцев, называемых в народных преданиях года-ми, является из нее яйцо-солнце, и в то же время действием солнечного тепла зарождается грозовой змей.
СЛОВАРЬ ВОЛШЕБНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ ЖИВОТНОГО МИРА
АЛКОНОСТ (алконос) — в русских средневе¬ковых легендах райская птица с человеческим ли¬цом (часто упоминается вместе с другой райской птицей — сирином). Образ алконоста восходит к греческому мифу об Алкионе, превращенной бога¬ми в зимородка. Алконост несет яйца на берегу моря и, погружая их в глубину моря, делает его спокойным на шесть дней. Пение алконоста на¬столько прекрасно, что услышавший его забывает обо всем на свете. «Резник Олеха — лесное чудо,/ Глаза — два гуся, надгубье рудо, /Повысек птицу с лицом девичьем, /Уста закляты потайным кличем. /Заполовели у древа щеки /И голос хляб¬кий, как плеск осоки, /Резчик учуял: «Я — Ал-коност, /Из глаз гусиных напьюся слез!» (Н.А. Клюев. «Погорельщина»). «Птица Сирин мне радостно скалится, /Веселит, зазывает из гнезд, /А напротив тоскует-печалится /Травит душу чудной Алконост» (В.С. Высоцкий. «Купола»). ВАСИЛИСК — царь-змей, взгляд которого по¬ражает на смерть как молния, а дыхание заставля¬ет вянуть травы и никнуть деревья. Он рождается из яйца, снесенного черным семигодовалым пету¬хом и зарытого в горячий навоз. Черный петух — мрачная туча; в весеннюю пору после семи зимних месяцев, называемых в народных преданиях года-ми, является из нее яйцо-солнце, и в то же время действием солнечного тепла зарождается грозовой змей.
<< Назад 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
Вперед >>
Книга представленна исключительно для ознакомления!