Славяне
ПРАВДА — олицетворение всех светлых сил, противница Кривды. «Однажды спорила Кривда с Правдою: чем лучше жить — кривдой или прав¬дой? Кривда говорила: лучше жить кривдою, А Правда утверждала: лучше жить правдою. Спо¬рили, спорили, никто не переспорит.» (А.Н. Афанасьев. Народные русские сказки).
ПРАВЬ — верхний небесный уровень в славянском миропонимании трехуровнего устройства мира Правь-Явь-Навь, одно из основных понятий славянс¬кой философии. Понимается как всеобщий закон, установленный Дажьбогом. Согласно этому спра¬ведливому закону существует мир.
ПРЕМЫСЛ — чешские легенды рассказывают о пахаре Премысле: призванный на княжение, он покинул плуг, а два пегих быка его поднялись в воздух и скрылись в расщелине скалы, которая тотчас же сомкнулась.
РА — река Волга. Различают Ра-реку, текущую по Земле, и небесную Ра-реку, отделяющую Явь от небесного царства. Сюда же относится понятие «речение» - движение в едином информационном пространстве, реке жизни. Соответственно, «отречение» - изгнание из речения.
РАЗРЫВ-ТРАВА (спрыг-трава, прыгун или скакун-трава, расковник) — листы ее имеют фор¬му крестиков, а цвет подобен огню. Отыскивается в ночь на Ивана Купалу, но где она растет — никому неведомо; достать ее весьма трудно, и со¬пряжено с большою опасностью, потому что вся-кого, кто найдет ее, черти стараются лишить жиз¬ни. С ее помощью можно ломать все замки, сокрушать все препоны и разрушать все преграды. Но так как она, подобно папоротнику, держит цвет не дольше того времени, которое полагается для прочтения символа веры и молитв Господней и Бо¬городичной, то имеется, следовательно, достаточное основание считать ее просто сказочным зельем.
РИПЕЙСКИЕ ГОРЫ — мифологические горы, где находится сад Ирия.
РЮРИК. СИНЕУС И ТРУВОР — в древне¬русских легендах генеалогические герои, первые русские князья. Согласно легенде о призвании ва¬рягов, приходившие «из-за моря» варяги собира¬ли дань с племен чуди, веси, словен и кривичей, чинили им насилие и были изгнаны ими. Из-за возникших усобиц эти племена решили поискать себе князя, который владел бы ими «по праву». Они отправились к варягам, звавшимися русь, и призвали их на княжение. На княжение избрались три брата: Рюрик, Синеус и Трувор «с родами своими» и, взяв с собой «всю русь» (весь народ), утвердились в городе — старший Рюрик в Новго¬роде, Синеус в Белоозере, Трувор в Изборске. Братья Рюрика вскоре умерли, он же стал основа¬телем династии Рюриковичей.
РЯЖЕНЫЕ (Окрутники) — поселяне, облачен¬ные в звериные шкуры. В таких нарядах окрутники бегают по улицам шумными вереницами, пля¬шут и кривляются, распевают громкие песни и бьют в тазы, заслонки и бубны, — чем обозначался тот неистовый разгул, с каким являлись весною облач¬ные духи.
САВА (Савва) — персонаж южнославянской мифологии (образ восходит к реальному истори¬ческому лицу, жившему в ХII-ХIII веках). Ему при¬писывается оживление мертвых, исцеление слепых, несгораемость собственного тела, способность превращать борзых в волков, людей в животных, ис¬сечение железом воды из камня. Сава создает кошку для борьбы с мышами. Сава отнимает солнце у дьявола, предводительствует тучами, несущими град. Связь Савы со скотом и тучами объясняет, в час¬тности, представление о тучах как о скоте Савы. Роль Савы как покровителя животных связывает его с общеславянским богом скота Велесом.
САДКО — русский былинный герой, сохраняю¬щий мифологические черты. Его образ восходит к новгородскому купцу Сотко Сытиничу. Согласно новгородским былинам, гусляр Садко, игра кото¬рого полюбилась Морскому царю, бьется об заклад с новгородскими купцами о том, что выловит рыбу «золотые перья» в Ильмень-озере, с помо-щью Морского царя выигрывает заклад и стано¬вится «богатым гостем». Садко снаряжает тор¬говые корабли, но те останавливаются в море: гусляр должен спуститься, по жребию, на морское дно. Оказавшись в палатах Морского царя. Садко иг¬рает для него, тот пускается в пляс, отчего волну¬ется море, гибнут мореплаватели.
<< Назад 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
Вперед >>
Книга представленна исключительно для ознакомления!