СЛАВЯНЕ

Древние поселения славян

Славяне
ПРАВДА — олицетворение всех светлых сил, противница Кривды. «Однажды спорила Кривда с Правдою: чем лучше жить — кривдой или прав¬дой? Кривда говорила: лучше жить кривдою, А Правда утверждала: лучше жить правдою. Спо¬рили, спорили, никто не переспорит.» (А.Н. Афанасьев. Народные русские сказки). ПРАВЬ — верхний небесный уровень в славянском миропонимании трехуровнего устройства мира Правь-Явь-Навь, одно из основных понятий славянс¬кой философии. Понимается как всеобщий закон, установленный Дажьбогом. Согласно этому спра¬ведливому закону существует мир. ПРЕМЫСЛ — чешские легенды рассказывают о пахаре Премысле: призванный на княжение, он покинул плуг, а два пегих быка его поднялись в воздух и скрылись в расщелине скалы, которая тотчас же сомкнулась. РА — река Волга. Различают Ра-реку, текущую по Земле, и небесную Ра-реку, отделяющую Явь от небесного царства. Сюда же относится понятие «речение» - движение в едином информационном пространстве, реке жизни. Соответственно, «отречение» - изгнание из речения. РАЗРЫВ-ТРАВА (спрыг-трава, прыгун или скакун-трава, расковник) — листы ее имеют фор¬му крестиков, а цвет подобен огню. Отыскивается в ночь на Ивана Купалу, но где она растет — никому неведомо; достать ее весьма трудно, и со¬пряжено с большою опасностью, потому что вся-кого, кто найдет ее, черти стараются лишить жиз¬ни. С ее помощью можно ломать все замки, сокрушать все препоны и разрушать все преграды. Но так как она, подобно папоротнику, держит цвет не дольше того времени, которое полагается для прочтения символа веры и молитв Господней и Бо¬городичной, то имеется, следовательно, достаточное основание считать ее просто сказочным зельем. РИПЕЙСКИЕ ГОРЫ — мифологические горы, где находится сад Ирия. РЮРИК. СИНЕУС И ТРУВОР — в древне¬русских легендах генеалогические герои, первые русские князья. Согласно легенде о призвании ва¬рягов, приходившие «из-за моря» варяги собира¬ли дань с племен чуди, веси, словен и кривичей, чинили им насилие и были изгнаны ими. Из-за возникших усобиц эти племена решили поискать себе князя, который владел бы ими «по праву». Они отправились к варягам, звавшимися русь, и призвали их на княжение. На княжение избрались три брата: Рюрик, Синеус и Трувор «с родами своими» и, взяв с собой «всю русь» (весь народ), утвердились в городе — старший Рюрик в Новго¬роде, Синеус в Белоозере, Трувор в Изборске. Братья Рюрика вскоре умерли, он же стал основа¬телем династии Рюриковичей. РЯЖЕНЫЕ (Окрутники) — поселяне, облачен¬ные в звериные шкуры. В таких нарядах окрутники бегают по улицам шумными вереницами, пля¬шут и кривляются, распевают громкие песни и бьют в тазы, заслонки и бубны, — чем обозначался тот неистовый разгул, с каким являлись весною облач¬ные духи. САВА (Савва) — персонаж южнославянской мифологии (образ восходит к реальному истори¬ческому лицу, жившему в ХII-ХIII веках). Ему при¬писывается оживление мертвых, исцеление слепых, несгораемость собственного тела, способность превращать борзых в волков, людей в животных, ис¬сечение железом воды из камня. Сава создает кошку для борьбы с мышами. Сава отнимает солнце у дьявола, предводительствует тучами, несущими град. Связь Савы со скотом и тучами объясняет, в час¬тности, представление о тучах как о скоте Савы. Роль Савы как покровителя животных связывает его с общеславянским богом скота Велесом. САДКО — русский былинный герой, сохраняю¬щий мифологические черты. Его образ восходит к новгородскому купцу Сотко Сытиничу. Согласно новгородским былинам, гусляр Садко, игра кото¬рого полюбилась Морскому царю, бьется об заклад с новгородскими купцами о том, что выловит рыбу «золотые перья» в Ильмень-озере, с помо-щью Морского царя выигрывает заклад и стано¬вится «богатым гостем». Садко снаряжает тор¬говые корабли, но те останавливаются в море: гусляр должен спуститься, по жребию, на морское дно. Оказавшись в палатах Морского царя. Садко иг¬рает для него, тот пускается в пляс, отчего волну¬ется море, гибнут мореплаватели.
Книга представленна исключительно для ознакомления!
Hosted by uCoz