СЛАВЯНЕ

Древние поселения славян

Славяне
Толстая). ОБИЛУХА — дух, охраняющий семена и посе¬вы, отвечает за количество и качество урожая. ОВИННИК (Гуменник, Подовинник) — самый злой из домовых духов: его трудно ублажить-сми¬рить, если он рассердится и в сердцах залютует. Глаза у него горят калеными угольями, как у кош¬ки, а сам он похож на огромного кота, величиной с дворовую собаку, — весь черный и лохматый. Умеет лаять и хохочет не хуже лешего. Сидеть под садилом в ямине указано ему для того, чтобы смотреть за порядками кладки снопов, наблюдать за време-нем и сроками, когда и как затоплять овин, не позволять делать это под большие праздники. Раз¬гневается, так закинет уголь между колосниками и даст всему овину заняться и сгореть. Живет этот дух в овине; лохматый, а одна рука голая и под¬линней другой. Голой рукой он наказывает, броса¬ет нерадивым хозяевам жар в неубранные снопы. Глаза у этого духа разноцветные, шуба наизнанку; в безветренную погоду он спит. Мохнатую руку вытягивает редко, чтобы нагадать девушкам богат¬ство. В заутреню светлого воскресенья девушка кладет руку в окно овина: если не притронется к руке дух — в девках ходить, голой рукой — за бедного замуж пойти, мохнатой рукой коснется овинник, знать, за богатого пойдет. ОГУМЕННИК (гуменник) — дух, живущий на гумнах (гумно — место, где молотят, а также са¬рай для сжатого хлеба) и ригах; хотя и считается домовым духом, но очень злой: его трудно убла¬жить. Рассердится — ни кресты по всем углам, ни молитвы, ни иконы не помогут — стереги тогда гумна с кочергой в руках 4 сентября на Агафона-огуменника. В иных местах, говорят, можно его задобрить, если принести пироги и петуха: петуху на пороге отрубают голову и кровью кропят по всем углам. «Сходить на гумно и принести сноп соломы считалось одним из тягчайших наказа¬ний, так как ночью на гумно не ходят из опасе¬ния попасть в лапы огуменника...» (Круглый год. Русский земледельческий календарь). ОТЕТЬ — домовой дух, крайняя степень лени (трудиться – потеть, лениться – отеть). ПЛАНЕТНИКИ — мифические существа, пре-бывающие в дождевых и градовых тучах, управля¬ющие движением туч, осадками, ветром, погодой. В период распространения христианства добавилось, что в них превращаются дети, умершие некрещенны¬ми, скинутые или присланные матерью, отравлен¬ные или умерщвленные; утопленники, висельники и др. нечистые покойники, дети богинок и стригоней (упырей). Меж тем, признание в христианстве существования различных божеств, духов, ангелов, архангелов и т.д., то есть не людей (бестелесных) говорит о признании христианством многобожия и об отнесении этой религии к язычеству. Планетниками могли становиться также двоедушники, которые во время грозы, бури переносились на небо. Иногда планетники спадали на землю с туч вместе с ливнем или сходили на землю, чтобы поправить оборвавшуюся веревку. Планетник мог опуститься на границу сел, шел к ближайшему селу и просил у первого встречного молока от черной коровы и яйца от черной курицы, а затем возвращался на границу и оттуда вме¬сте с туманом возносился на свою тучу. Планетни¬ки бывали дружественны по отношению к встречным людям, предупреждали их о буре и граде. Считает¬ся, что планетники питаются в облаках мукой, ко-торую люди бросают на ветер или в огонь, чтобы защититься от града. Планетниками могли назы¬вать и обыкновенных людей, умевших предсказы¬вать погоду и отгонять тучи от своего села (с по¬мощью острых железных орудий, особой палки, которой разнимали лягушку и ужа, специального заговора-молитвы и т.п.). ПОДМЕНЫШ — иногда вместо похищенного дитя мары подкладывают своего ребенка. Такой подменыш отличается злым характером: он кова¬рен, дик, необыкновенно силен, прожорлив и крик¬лив, радуется всякой беде, не произносит ни слова — пока не будет вынужден к тому какою-либо угрозою или хитростью, и тогда голос его звучит как у старика. Где он поселяется, тому дому приносит несчастья: скот заболевает, жилье ветшает и разваливается, предприятия не удаются. Он имеет склонность к музыке, что обнаруживается и быст¬рыми успехами его в этом искусстве, и чудесною силою его игры: когда он играет на каком-нибудь инструменте, то все — и люди, и животные, и даже неодушевленные вещи предаются неудержи¬мой пляске.
Книга представленна исключительно для ознакомления!
Hosted by uCoz