Славяне
Толстая).
ОБИЛУХА — дух, охраняющий семена и посе¬вы, отвечает за количество и качество урожая.
ОВИННИК (Гуменник, Подовинник) — самый злой из домовых духов: его трудно ублажить-сми¬рить, если он рассердится и в сердцах залютует. Глаза у него горят калеными угольями, как у кош¬ки, а сам он похож на огромного кота, величиной с дворовую собаку, — весь черный и лохматый. Умеет лаять и хохочет не хуже лешего. Сидеть под садилом в ямине указано ему для того, чтобы смотреть за порядками кладки снопов, наблюдать за време-нем и сроками, когда и как затоплять овин, не позволять делать это под большие праздники. Раз¬гневается, так закинет уголь между колосниками и даст всему овину заняться и сгореть. Живет этот дух в овине; лохматый, а одна рука голая и под¬линней другой. Голой рукой он наказывает, броса¬ет нерадивым хозяевам жар в неубранные снопы. Глаза у этого духа разноцветные, шуба наизнанку; в безветренную погоду он спит. Мохнатую руку вытягивает редко, чтобы нагадать девушкам богат¬ство. В заутреню светлого воскресенья девушка кладет руку в окно овина: если не притронется к руке дух — в девках ходить, голой рукой — за бедного замуж пойти, мохнатой рукой коснется овинник, знать, за богатого пойдет.
ОГУМЕННИК (гуменник) — дух, живущий на гумнах (гумно — место, где молотят, а также са¬рай для сжатого хлеба) и ригах; хотя и считается домовым духом, но очень злой: его трудно убла¬жить. Рассердится — ни кресты по всем углам, ни молитвы, ни иконы не помогут — стереги тогда гумна с кочергой в руках 4 сентября на Агафона-огуменника. В иных местах, говорят, можно его задобрить, если принести пироги и петуха: петуху на пороге отрубают голову и кровью кропят по всем углам. «Сходить на гумно и принести сноп соломы считалось одним из тягчайших наказа¬ний, так как ночью на гумно не ходят из опасе¬ния попасть в лапы огуменника...» (Круглый год. Русский земледельческий календарь).
ОТЕТЬ — домовой дух, крайняя степень лени (трудиться – потеть, лениться – отеть).
ПЛАНЕТНИКИ — мифические существа, пре-бывающие в дождевых и градовых тучах, управля¬ющие движением туч, осадками, ветром, погодой. В период распространения христианства добавилось, что в них превращаются дети, умершие некрещенны¬ми, скинутые или присланные матерью, отравлен¬ные или умерщвленные; утопленники, висельники и др. нечистые покойники, дети богинок и стригоней (упырей). Меж тем, признание в христианстве существования различных божеств, духов, ангелов, архангелов и т.д., то есть не людей (бестелесных) говорит о признании христианством многобожия и об отнесении этой религии к язычеству. Планетниками могли становиться также двоедушники, которые во время грозы, бури переносились на небо. Иногда планетники спадали на землю с туч вместе с ливнем или сходили на землю, чтобы поправить оборвавшуюся веревку. Планетник мог опуститься на границу сел, шел к ближайшему селу и просил у первого встречного молока от черной коровы и яйца от черной курицы, а затем возвращался на границу и оттуда вме¬сте с туманом возносился на свою тучу. Планетни¬ки бывали дружественны по отношению к встречным людям, предупреждали их о буре и граде. Считает¬ся, что планетники питаются в облаках мукой, ко-торую люди бросают на ветер или в огонь, чтобы защититься от града. Планетниками могли назы¬вать и обыкновенных людей, умевших предсказы¬вать погоду и отгонять тучи от своего села (с по¬мощью острых железных орудий, особой палки, которой разнимали лягушку и ужа, специального заговора-молитвы и т.п.).
ПОДМЕНЫШ — иногда вместо похищенного дитя мары подкладывают своего ребенка. Такой подменыш отличается злым характером: он кова¬рен, дик, необыкновенно силен, прожорлив и крик¬лив, радуется всякой беде, не произносит ни слова — пока не будет вынужден к тому какою-либо угрозою или хитростью, и тогда голос его звучит как у старика. Где он поселяется, тому дому приносит несчастья: скот заболевает, жилье ветшает и разваливается, предприятия не удаются. Он имеет склонность к музыке, что обнаруживается и быст¬рыми успехами его в этом искусстве, и чудесною силою его игры: когда он играет на каком-нибудь инструменте, то все — и люди, и животные, и даже неодушевленные вещи предаются неудержи¬мой пляске.
<< Назад 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
Вперед >>
Книга представленна исключительно для ознакомления!