Славяне
Соотносится с молодостью, рождеством, но¬вым годом, в противоположность Бадняку, старо¬му году. Связь имен Бога и Божича делает возможным сопоставление Божича с восточносла¬вянским Сварожичем — сыном Сварога: оба име¬ют отношение к почитанию солнца. Старый Бадняк и молодой Божич скрывают под своими именами Деда-Перуна, возжигателя небесного пламени, и просветленное этим пламенем Солнце. Божич — святой всякого семьянина, особенно ему покровительствующий.
БОЯН — эпический поэт-певец. Известен по «Слову о полку Игореве» (его имя встречается также в надписях Софии Киевской и в Новгородс¬ком летописце): «Боян бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мыслию по древу, серым волком по земли, шизым орлом под облакы». В песнях Бояна, таким образом, ска¬зались славянская традиция, связанная с представ-лением о мировом дереве, и навыки ранней славян¬ской поэзии, восходящей к общеиндоевропейскому поэтическому языку.
БУРЯ-КОНЬ — конь Перуна: «У коня Перуна жемчужный хвост, его гривушка золоченая, круп¬ным жемчугом вся унизанная, а в очах у него камень Маргарит, куда взглянет он — все огнем горит».
БУЯН-ОСТРОВ — поэтическое название ве¬сеннего неба; чтобы достигнуть царства солнца, луны и звезд, надо было переплывать воздушные воды. Остров этот играет весьма важную роль в наших народных преданиях; без формулы «на море-¬на окияне, на острове-на Буяне» не сильно ни одно заклятие. На острове Буяне сосредоточены все могучие силы весенних гроз, все мифические олицетворения громов, ветров и бури; на этом же острове восседают и дева Зоря, и Перун. «Ветер весело шумит, /Судно весело бежит /Мимо ос¬трова Буяна, /К царству славного Салтана, / И желанная страна /Вот уж издали видна» (А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане»).
БЫСТРОЗОРКОЙ — мифологизированный персонаж сказок. У чехов и словаков — это вели¬кан, от всевидящих и острых взглядов которого воспламеняется огнем все, что только может го¬реть, а скалы трескаются и рассыпаются в песок. У русских — могучий старик с огромными бровя¬ми и необычайно длинными ресницами; брови и ресницы у него так заросли, что совсем затемнили зрение. Чтобы он мог взглянуть на мир, нужны несколько силачей, которые бы смогли под¬нять ему брови и ресницы железными вилами. Он страшный истребитель, который взглядом своим убивает людей. Олицетворение бога-громовника.
ВОЛК-САМОГЛОТ — волк-туча, пожиратель небесных светил, в народных сказках носит харак¬теристическое название волка-самоглота. Он живет на море-окияне (т.е. на небе), пасть у него страш¬ная, готовая проглотить всякого супротивника, под хвостом у волка — баня, а в заду — море: если в той бане выпариться, а в том море выкупаться, то станешь молодцем и красавцем. Он добывает ска¬зочному герою гусли-самогуды. Волк-туча хранит в своей утробе живую воду дождя, с которою нераздельны понятия силы, здоровья и красоты. Соглас¬но с метафорическим названием дождя молоком, этот сказочный волк заменяется иногда молочною рекою с кисельными берегами, которая всех питает и всем дарует красоту и силу. ВОЛХ ВСЕСЛАВЬЕВИЧ (Волх, Вольга) — мифологизированный персонаж русских былин, обладатель чудодейственных оборотнических свойств: «...Ударился Вольга оземь, обернулся серым волком, побежал в леса. Выгнал он зверя из нор, дупел, из валежника, погнал в сети и лисиц, и куниц, и соболей... Молодой Вольга до¬гадался, обернулся малой мошкой, всех молодцов обернул мурашами, и пролезли мурашки под воротами. А на той стороне стали воинами» (Рус¬ская былина). Чудесно его рождение: мать его, обычная женщина, случайно наступила на змея, и вскоре появился Волх. Сюжет о Волхе Всеславьевиче и его походе на Индию принадлежит к наибо¬лее архаичному слою в русском былинном эпосе с широко представленной стихией чудесного, волшеб¬но-колдовского, магического, слиянностью челове¬ческого и природного начал. ВОЛЧЕЦ — колючая сорная трава, напоминаю¬щая своими иглами острые стрелы (т.е. растение, способное всполошить, испугать чертей).
ВОЛК-САМОГЛОТ — волк-туча, пожиратель небесных светил, в народных сказках носит харак¬теристическое название волка-самоглота. Он живет на море-окияне (т.е. на небе), пасть у него страш¬ная, готовая проглотить всякого супротивника, под хвостом у волка — баня, а в заду — море: если в той бане выпариться, а в том море выкупаться, то станешь молодцем и красавцем. Он добывает ска¬зочному герою гусли-самогуды. Волк-туча хранит в своей утробе живую воду дождя, с которою нераздельны понятия силы, здоровья и красоты. Соглас¬но с метафорическим названием дождя молоком, этот сказочный волк заменяется иногда молочною рекою с кисельными берегами, которая всех питает и всем дарует красоту и силу. ВОЛХ ВСЕСЛАВЬЕВИЧ (Волх, Вольга) — мифологизированный персонаж русских былин, обладатель чудодейственных оборотнических свойств: «...Ударился Вольга оземь, обернулся серым волком, побежал в леса. Выгнал он зверя из нор, дупел, из валежника, погнал в сети и лисиц, и куниц, и соболей... Молодой Вольга до¬гадался, обернулся малой мошкой, всех молодцов обернул мурашами, и пролезли мурашки под воротами. А на той стороне стали воинами» (Рус¬ская былина). Чудесно его рождение: мать его, обычная женщина, случайно наступила на змея, и вскоре появился Волх. Сюжет о Волхе Всеславьевиче и его походе на Индию принадлежит к наибо¬лее архаичному слою в русском былинном эпосе с широко представленной стихией чудесного, волшеб¬но-колдовского, магического, слиянностью челове¬ческого и природного начал. ВОЛЧЕЦ — колючая сорная трава, напоминаю¬щая своими иглами острые стрелы (т.е. растение, способное всполошить, испугать чертей).
<< Назад 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
Вперед >>
Книга представленна исключительно для ознакомления!