СЛАВЯНЕ

Древние поселения славян

Славяне
Украинское «Бодай вас злидни побили!» — по¬желание несчастья, «к злидню» — к черту. «Сми¬луйся, мать, посмотри, вон твой сын с куском хлеба и палкой бросил дом и идет по катучим камням — куда глаза глядят, а злыдни — спут¬ники горя, обвиваясь вокруг шеи, шепчут на уши: «Мы от тебя не отстанем!» (А.М. Ре¬мизов. «К Морю-Океану»).
ИГОША — родственен кикиморе; мертворожден¬ный ребенок, недоносок, выкидыш, уродец без рук и без ног, который поселяется в избе и тревожит домохозяев своими проказами. ИЧЕТИК — злой дух из рода водяных. Также как и водяной, ичетик живет в реках и других водоемах. По своим функциям он является помощ¬ником водяного (у водяного много помощников и кроме него — например, русалки и шишиги). Всю мелкую работу выполняет ичетик — берега под¬мывает, мостики разрушает, посевы заливает. Об¬ликом он похож на водяного, только ростиком не вышел. Как и вся нежить любит играть в карты, пить бражку. Спит с Никиты осеннего до Никиты вешнего.
КАЖЕННИК — человек, которого обошел ле¬ший, — теряет смысл и память. КАРАКОНДЖАЛЫ (караконджулы, караконджо) — у южных славян водяные демоны. Вы¬ходят из воды или из пещер и нечистых мест на период Рождества. Выступают в облике коней с человеческой головой и двумя руками или крыль¬ями; голых людей, покрытых колючками; лохма¬тых красных или черных бесов с хвостами и рогами; маленьких человечков, приманивающих лю¬дей ко льду; в облике собаки, овцы, теленка или косматого, рогатого и хвостатого человека. «Счи¬талось, что они после полуночи нападают на людей, ездят на них верхом до первых петухов или первого крика осла, гоняют людей вокруг села, полей, по берегу реки. Они боятся огня, железа, пепла от бадняка, хлеба, соли и т.п.» (Н.И. Толстой). КАРАЧУН (корочун, керечун, крачун) — злой дух (белорус, корочун — «внезапная смерть в молодом возрасте, судороги, злой дух, сокращающий жизнь», рус. карачун — «смерть», «ги¬бель», «злой дух»). Карачун также название зим¬него солнцеворота и связанного с ним праздника — Рождества (в Закарпатье крачун — рожде-ственский пирог). Название Корочун сближается с именами Керт и Крак, которые обозначают сла¬вянского Ситиврата. У хорутан и хорватов слово «Керт» употребляется в значении «огня», суще¬ствуют поговорка: «Не все пойдем к Керту, иные к черту». «В белой шубе, босой, потряхивая бе¬лыми лохмами, тряся сивой большой бородой, Корочун ударяет дубиною в пень,— и звенят злющие эюзи, скребут коготками морозы, аж воздух трещит и ломается» (А.М. Ремизов. «Сказки»). КЛАДОВИК (кладовый) — дух, который охра¬няет зарытые в землю сокровища и ценности. На севере его зовут «кладовым» и признают, что есть два сторожа: «лаюн», прозванный так за то, что обращается в собачку-лайку, при первом покуше¬нии на похищение клада; другой — «щекотун», оберегающий клад в виде белобокой птицы сороки-щекотухи. КЛЕТНИК — так в Белоруссии называют хра¬нителя домовых клетей и кладовых. Это одно из прозвищ домового-дворового, в котором ясно ука¬зывается пространство, в пределах которого чтится власть домового и приносятся ему жертвы. Всем домовым-доможилам приданы в помощь домовые-дворовые. Их работа, в одних местах, не считается за самостоятельную, и все целиком приписывается одному «хозяину». В других же местах догадливо различают труды каждого домашнего духа в от-дельности. КОЛОВЕРТЫШ — помощник ведьмы. «На крыше сидела серая сова — чертова птица, а у курьей ноги, у дверей, пригорюнясь, сидел Коловертыш: трусик не трусик, кургузый и пес¬трый, с обвислым, пустым, вялым зобом... Это зоб, туда он все собирает, что ведьма доста¬нет: масло, сливки — и молоко, всю добычу. Наберет полон зоб и тащит за ведьмой, а дома все вынет из зоба, как из мешка, ведьма и ест: масло, сливки и молоко... — Из собаки сделала, мудрено меня сделала ведьма: ощени¬лась наша собака Шумка — Шумку волки съели! — взяла ведьма место — там, где ще¬нята у Шумки лежали, пошептала, перета¬щила в избу в задний угол под печку, а через семь дней я на белый свет и вышел.
Книга представленна исключительно для ознакомления!
Hosted by uCoz