СЛАВЯНЕ

Древние поселения славян

Славяне
Как представитель дневного рассвета, огня и молний петух в мифических сказаниях изоб¬ражается блестящею красною птицей. Пылающий огонь доныне называется «красный петух». В Во¬ронежской губернии существовал такой обычай: если ребенок долго кричал по ночам, то мать клала его в подол и отправлялась в курятник лечить его от криксы; там купала она его под насестью, пригова¬ривая: «Зоря-Зоренька, красная девица! Возьми свою криксу, отдай нам сон». На старинных ико¬нах св. Вита встречается изображение петуха, и до прошедшего столетия в день этого святого, соблю¬дался обычай носить петухов в церковь св. Фейта. ПТИЧЬЕ ГНЕЗДО (Утиное гнездо) — созвез¬дие Плеяд; название, очевидно, возникшее из того, что в ярких звездах Плеяд усматривали золотые яйца, которые несет чудесная курица или утка. РАРОГ (рариг, рарашек) — огненный дух, свя¬занный с культом очага. Согласно поверьям юж¬ных славян, рарашек мог появляться на свет из яйца, которое девять дней и ночей высиживал человек на печи. Рарога представляли в образе хищ¬ной птицы или дракона с искрящимся телом, пла-менеющими волосами и сиянием, вырывающимся из пасти (клюва), а также в виде огненного вихря. Возможно, он генетически связан с древнерусским Сварогом и русским Рахом (воплощение суховея). РИПЕЙСКИЕ ГОРЫ — мифологические горы, где находится сад Ирия. РЫБА — вариант змея-владетеля подземного царства. СИРИН — райская птица-дева. Образ восходит к древнегреческим сиренам. В греческой мифоло¬гии это — полуптицы-полуженщины, унаследовав¬шие от отца дикую стихийность, а от матери-музы — божественный голос. В русских духовных сти¬хах Сирии, спускаясь из рая на землю, зачаровы¬вает людей своим пением. Существует представление, что только счастливый человек может услышать пение этой птицы. В русском искусстве сирин и алконост — традиционный изобразительный сю¬жет. «Птица глаголемая сиринес человекообраз¬на, суща близ святого рая... ея же нарицають райскую птицу сладости ради песен ея» (Древ¬нерусские азбуковники. XVII век). «Птица Си¬рин мне радостно скалится, /Веселит, зазыва-ет из гнезд, /А напротив — тоскует-печалится/ Травит душу чудной Алконост» (В.С. Высоц¬кий. «Купола»). СКИПЕР-ЗВЕРЬ — Царь надземного пекла. Главный противник Перуна. СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК — в былинном эпосе чудовищный противник героя, поражающий врагов страшным посвистом. Родствен Змею — рогатому Соколу (Соловью) в белорусском эпо¬се. Сидя в своем гнезде (на двенадцати дубах и т.п.), Соловей-разбойник преграждает дорогу (в Киев), герой (Илья Муромец в русских были¬нах) поражает его в правый глаз, поединок завер¬шается разрубанием Соловья-разбойника на час¬ти и сожжением его, что напоминает миф о поединке громовержца Перуна с его змеевидным противником. СТРЕФИЛ (Страфиль-птица, Стратим-птица) — в русских духовных стихах о Голубиной книге — «всем птицам мать»: «Стратим-птица всем птицам мати. /Живет Стратим-птица на океане-море /И дети производит на океане-море, / По божьему все повелению. /Стратим-птица вострепенется — /Океан-море восколыхнется; / Топит она корабли гостинные /С товарами драгоценными». От ударов могучих крыльев ее рож¬даются ветры и подымается буря. «И куда-то улетела Страфиль-птица. Страфиль-птица — мать птицам — свет забыла. А когда-то люби¬ла свой свет: когда нашла грозная сила, и мир содрогнулся, Страфиль-птица победила силу, схоронила свет свой под правое крыла» (А.М. Ремизов. «К Морю-Океану»). ТУГАРИН (Змей Тугарин, Змей Тугаретин, Тугарин Змеевич) — в русских былинах и сказках образ злого, вредоносного существа змеиной природы. Это персонаж древнего змееборческого мифа, родственный Змею Горынычу, Огненному Змею и т.п. В Киевской Руси в эпоху борьбы с кочевниками стал символом дикой степи, исходя-щей от нее опасности, язычества. Само имя Тугарин соотносится с упоминаемым в летописи поло¬вецким ханом Тугорканом (XI век). «...Стал там станом злой враг Тугарин, Змея сын. Вышиной он как. высокий дуб, меж плечами косая сажень, между глаз можно стрелу положить.
Книга представленна исключительно для ознакомления!
Hosted by uCoz