Славяне
Эдухачи вооружены обгорелыми лучинами, веретенами, но нередко в схватке используют камни и древесные стволы, вырванные с корнем. После смерти здухачи становятся волкулаками» (Н.И. Толстой).
КАРГА — ворона, а также и бранное название злой бабы или ведьмы.
КАРКУН — означает и ворона, и завистливого человека, который может сглазить (накаркать), изурочить.
КЛИКУШИ — это несчастные, страдающие падучею или другими тяжкими болезнями, соеди¬ненными с бредом, пеною у рта и корчами; они издают дикие вопли и, под влиянием господствующего в народе суеверия, утверждают, будто злые вороги посадили в них бесов, которые и грызут их внутренности. Эта болезнь проявляется в форме припадков, более шумных, чем опасных, и поража¬ет однообразием поводов и выбором мест для сво¬его временного проявления (литургия верных, ко¬торая предшествует пению Херувимской). Злой дух, вселившийся в человека, нарушает церковное бла¬гочиние и вводит в соблазн: несутся крики на го¬лоса всех домашних животных — собачий лай и кошачье мяуканье сменяются петушиным пением, лошадиным ржанием и т. п. С заботой и лаской относятся к кликушам в домашней жизни, считая их за людей больных, освобождают их от тяжело¬го труда даже в страдную пору. Когда, после удач¬ных опытов домашнего врачевания, больная совер¬шенно успокоится, ей целую неделю не дают работать, кормят лучшею едою, стараются не сер¬дить, чтобы не дать ей возможности выругаться «черным словом» и не начать, таким образом, сно¬ва кликушничать.
КОЛДУН И КОЛДУНЬЯ (колодаванец-калдованец, калдовница) — изначально тот, кто совершает безкровные жертвенные при¬ношения и следит за движением Коло, имеет большую магическую (колдовскую) силу. Колдунов делили на белых и черных. Колдуны бывают природные и добровольные, пос¬ледних труднее распознать в толпе и не так легко уберечься от них. Природный колдун, по воззре-ниям народа, имеет свою генеалогию: девка родит девку, эта вторая принесет третью, и родившийся от третьей мальчик сделается на возрасте колду¬ном, а девочка ведьмой. Существуют, хотя и очень редко, колдуны невольные. Дело в том, что всякий колдун перед смертью старается навязать кому-нибудь свою волшебную силу, иначе ему придется долго мучиться, да и Мать-Сыра Земля его не при¬мет. Поэтому знающие люди избегают брать у него из рук какую-нибудь вещь и вообще дотрагиваться до его руки. Для «невольного» колдуна возможно покаяние и спасение. Колдуны, большею частью, люди старые, с длинными седыми волосами и нечесанными бородами, с длинными неостриженны¬ми ногтями. В большинстве случаев, они люди без¬родные и всегда холостые, заручившиеся, однако, любовницами. По наружному виду они всегда вну¬шительны и строги; воздерживаются быть разговорчивыми, ни с кем не ведут дружбы и даже ходят всегда насупившись, не поднимая глаз и ус¬трашая тем взглядом исподлобья, который называ¬ется «волчьим взглядьем». Пользоваться помощью колдуна, как равно и верить в его сверхъестествен¬ные силы, в народе считается за грех, хотя за этот грех на том свете не угрожает большое наказание. Но зато самих чародеев, за все их деяния, обяза-тельно постигнет лютая, мучительная смерть, а за гробом ждет суд праведный и беспощадный. Тот¬час же, как зароют могилу колдуна, необходимо вбить в нее осиновый кол, с целью помешать по¬койнику подыматься из гроба, бродить по белому свету и пугать живых людей. Колдун вредит че-ловеку, скотине и переносит свою ненависть даже на растения. Вред, приносимый человеку, всего чаще выражается в форме болезней: грыжи, на¬рывы, запои, припадки. Повальные падежи скота относятся также к работе колдунов. Из растений всего более вредят хлебу. Как властелины вих¬рей, колдуны могут насылать на своих ненавист¬ников и соперников порчи по ветру, подымать их на воздух и кружить там со страшною быстро¬тою. Колдуны ездят на волках, а колдуньи — на кошках и козлах. На Руси рассказывают о поез¬дках колдунов на волках. На старой лубочной картине Баба-яга изображена едущей верхом на свинье.
<< Назад 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
Вперед >>
Книга представленна исключительно для ознакомления!