СЛАВЯНЕ

Древние поселения славян

Славяне
Эдухачи вооружены обгорелыми лучинами, веретенами, но нередко в схватке используют камни и древесные стволы, вырванные с корнем. После смерти здухачи становятся волкулаками» (Н.И. Толстой). КАРГА — ворона, а также и бранное название злой бабы или ведьмы. КАРКУН — означает и ворона, и завистливого человека, который может сглазить (накаркать), изурочить. КЛИКУШИ — это несчастные, страдающие падучею или другими тяжкими болезнями, соеди¬ненными с бредом, пеною у рта и корчами; они издают дикие вопли и, под влиянием господствующего в народе суеверия, утверждают, будто злые вороги посадили в них бесов, которые и грызут их внутренности. Эта болезнь проявляется в форме припадков, более шумных, чем опасных, и поража¬ет однообразием поводов и выбором мест для сво¬его временного проявления (литургия верных, ко¬торая предшествует пению Херувимской). Злой дух, вселившийся в человека, нарушает церковное бла¬гочиние и вводит в соблазн: несутся крики на го¬лоса всех домашних животных — собачий лай и кошачье мяуканье сменяются петушиным пением, лошадиным ржанием и т. п. С заботой и лаской относятся к кликушам в домашней жизни, считая их за людей больных, освобождают их от тяжело¬го труда даже в страдную пору. Когда, после удач¬ных опытов домашнего врачевания, больная совер¬шенно успокоится, ей целую неделю не дают работать, кормят лучшею едою, стараются не сер¬дить, чтобы не дать ей возможности выругаться «черным словом» и не начать, таким образом, сно¬ва кликушничать. КОЛДУН И КОЛДУНЬЯ (колодаванец-калдованец, калдовница) — изначально тот, кто совершает безкровные жертвенные при¬ношения и следит за движением Коло, имеет большую магическую (колдовскую) силу. Колдунов делили на белых и черных. Колдуны бывают природные и добровольные, пос¬ледних труднее распознать в толпе и не так легко уберечься от них. Природный колдун, по воззре-ниям народа, имеет свою генеалогию: девка родит девку, эта вторая принесет третью, и родившийся от третьей мальчик сделается на возрасте колду¬ном, а девочка ведьмой. Существуют, хотя и очень редко, колдуны невольные. Дело в том, что всякий колдун перед смертью старается навязать кому-нибудь свою волшебную силу, иначе ему придется долго мучиться, да и Мать-Сыра Земля его не при¬мет. Поэтому знающие люди избегают брать у него из рук какую-нибудь вещь и вообще дотрагиваться до его руки. Для «невольного» колдуна возможно покаяние и спасение. Колдуны, большею частью, люди старые, с длинными седыми волосами и нечесанными бородами, с длинными неостриженны¬ми ногтями. В большинстве случаев, они люди без¬родные и всегда холостые, заручившиеся, однако, любовницами. По наружному виду они всегда вну¬шительны и строги; воздерживаются быть разговорчивыми, ни с кем не ведут дружбы и даже ходят всегда насупившись, не поднимая глаз и ус¬трашая тем взглядом исподлобья, который называ¬ется «волчьим взглядьем». Пользоваться помощью колдуна, как равно и верить в его сверхъестествен¬ные силы, в народе считается за грех, хотя за этот грех на том свете не угрожает большое наказание. Но зато самих чародеев, за все их деяния, обяза-тельно постигнет лютая, мучительная смерть, а за гробом ждет суд праведный и беспощадный. Тот¬час же, как зароют могилу колдуна, необходимо вбить в нее осиновый кол, с целью помешать по¬койнику подыматься из гроба, бродить по белому свету и пугать живых людей. Колдун вредит че-ловеку, скотине и переносит свою ненависть даже на растения. Вред, приносимый человеку, всего чаще выражается в форме болезней: грыжи, на¬рывы, запои, припадки. Повальные падежи скота относятся также к работе колдунов. Из растений всего более вредят хлебу. Как властелины вих¬рей, колдуны могут насылать на своих ненавист¬ников и соперников порчи по ветру, подымать их на воздух и кружить там со страшною быстро¬тою. Колдуны ездят на волках, а колдуньи — на кошках и козлах. На Руси рассказывают о поез¬дках колдунов на волках. На старой лубочной картине Баба-яга изображена едущей верхом на свинье.
Книга представленна исключительно для ознакомления!
Hosted by uCoz