СЛАВЯНЕ

Древние поселения славян

Славяне
Его прообразом принято считать дядю Владимира по матери.
ДУБЫНЯ (Вернидуб, Дубынич, Вертодуб, Дугиня) — персонаж восточнославянских сказок; лес¬ной великан, может обращаться в Змея, охраняет пекельное царство. «Дубье верстает: который дуб высок, тот в землю пихает, а который низок, из земли тянет» или «дубье рвет». В сказках Дубыня вместе с Горыней и Усыней выступают как положительные персонажи, спутники главного ге¬роя, но порой им присущи и отрицательные черты, как слабость и даже предательство. ДУНАЙ — сильномогучий богатырь. В былине богатырь Дунай разливается рекою: «И падал он на нож да ретивым сердцем; /С того ли времени, от крови горячия /Протекала матушка Дунай-река». Очевидно, что в основе этого мифа лежит предание об исполинах - дождевых тучах. Дунай — в представлении древних славян мифологизированный образ главной реки, матери всех рек. Дунай пред¬ставлялся как главное место, родина, притягиваю¬щая к себе все остальные реки; как рубеж, за кото¬рым лежит земля богатая, но таящая некую опасность. У южных и западных славян с Дунаем ассоцииро¬вались мотивы женщины, изобилия и мирной жиз¬ни, культ реки, ее плодотворящих вод. ЕРУСЛАН ЛАЗАРЕВИЧ (Руслан, Уруслан Залазарович) — герой древнерусской книжной сказочной повести и фольклора. В героических странствиях Еруслан Лазаревич вступает в единоборство с богатырями-соперниками, чудовищами (в том числе с трехголовым змеем, которому в жерт¬ву предназначалась царская дочь), вражескими полчищами. Некоторое искажение его имени связывается с введением этого богатыря в пантеон богатырей переходного периода (от старой веры к христианству). ИЛЬЯ МУРОМЕЦ (Илья Муровец, Илья Мурович, Илья Моравец, Илья Муравлении, Илья Моровленин, Ильюша, Ильюшка, Ильюшенка, Илюха, Илейко, Илья Иванович, Илья свет Иванович) — мифологизированный образ главного героя-богатыря русского былинного эпоса. Многие сюжеты, свя¬занные с ним, складываются в былинный цикл. Он возглавляет всех богатырей и выступает как глав¬ный в троице наиболее знаменитых героев — Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича. Именно он совершил наибольшее количество под¬вигов, что и дает ему право представительствовать за все русское богатырство и выступать от его имени перед Владимиром Красное Солнышко. В нем подчеркивается сила, мужество, верность, на¬дежность, трезвость, мудрость, опытность, спра-ведливость, конструктивность многих его действий и даже известное миролюбие. Основной эпитет Ильи Муромца в былинах «старый», «старой» (изображение седобородым стариком, едущим по полю на белом коне) подчеркивает сочетание уве¬ренной силы, нравственного опыта, житейской муд¬рости. Этот богатырь в русском предании заступа¬ет место бога-громовника Тора: великан, над которым он пробует силу своих ударов, как будто сросся с горою: ему нет места на земле — так он громаден и тяжел. Илья Муромец победил Святогора, этим сюжетом символизируется победа молодой религии христианства над Старой (Святой) верой, прежде сопоставимой с монолитом (горой). Вместе с тем крестьянское происхождение его, расчистка им земли под поле, особая связь с Матерью Сырой Землей, освобождение богатств из-под власти «атонического» противника сбли¬жает этот образ со святым Ильёй как покровителем плодородия. КРОСНЯТА — карлики у кашубов; живут в подпольях избы, хлева или сарая. Кроснята подме¬нивают по ночам некрещеных младенцев, и потому, если есть в семье карло (малорослый), то обыкновенно думают, что кроснята похитили у родителей их настоящего ребенка, а взамен положили в люльку своего. ЛАЗАВИКИ (одноглазые старички) — карли¬ки, живущие в болотах; ростом не более ноготка, с аршинною бородою и кнутом в семь саженей. Ког¬да они расхаживают по трясине, глаза их сверкают как огоньки. ЛИХО ОДНОГЛАЗОЕ — великан; «стоит великолюд да сосновою колодою загоняет овец в хлев; ростом выше самого высокого дуба, во лбу один глаз». ЛЫБЕДЬ (Белая лебедь) — в восточнославянс¬кой мифологии сестра трех братьев — родоначаль¬ников племени полян: Кия, Щека и Хорива.
Книга представленна исключительно для ознакомления!
Hosted by uCoz