Славяне
Его прообразом принято считать дядю Владимира по матери.
ДУБЫНЯ (Вернидуб, Дубынич, Вертодуб, Дугиня) — персонаж восточнославянских сказок; лес¬ной великан, может обращаться в Змея, охраняет пекельное царство. «Дубье верстает: который дуб высок, тот в землю пихает, а который низок, из земли тянет» или «дубье рвет». В сказках Дубыня вместе с Горыней и Усыней выступают как положительные персонажи, спутники главного ге¬роя, но порой им присущи и отрицательные черты, как слабость и даже предательство. ДУНАЙ — сильномогучий богатырь. В былине богатырь Дунай разливается рекою: «И падал он на нож да ретивым сердцем; /С того ли времени, от крови горячия /Протекала матушка Дунай-река». Очевидно, что в основе этого мифа лежит предание об исполинах - дождевых тучах. Дунай — в представлении древних славян мифологизированный образ главной реки, матери всех рек. Дунай пред¬ставлялся как главное место, родина, притягиваю¬щая к себе все остальные реки; как рубеж, за кото¬рым лежит земля богатая, но таящая некую опасность. У южных и западных славян с Дунаем ассоцииро¬вались мотивы женщины, изобилия и мирной жиз¬ни, культ реки, ее плодотворящих вод. ЕРУСЛАН ЛАЗАРЕВИЧ (Руслан, Уруслан Залазарович) — герой древнерусской книжной сказочной повести и фольклора. В героических странствиях Еруслан Лазаревич вступает в единоборство с богатырями-соперниками, чудовищами (в том числе с трехголовым змеем, которому в жерт¬ву предназначалась царская дочь), вражескими полчищами. Некоторое искажение его имени связывается с введением этого богатыря в пантеон богатырей переходного периода (от старой веры к христианству). ИЛЬЯ МУРОМЕЦ (Илья Муровец, Илья Мурович, Илья Моравец, Илья Муравлении, Илья Моровленин, Ильюша, Ильюшка, Ильюшенка, Илюха, Илейко, Илья Иванович, Илья свет Иванович) — мифологизированный образ главного героя-богатыря русского былинного эпоса. Многие сюжеты, свя¬занные с ним, складываются в былинный цикл. Он возглавляет всех богатырей и выступает как глав¬ный в троице наиболее знаменитых героев — Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича. Именно он совершил наибольшее количество под¬вигов, что и дает ему право представительствовать за все русское богатырство и выступать от его имени перед Владимиром Красное Солнышко. В нем подчеркивается сила, мужество, верность, на¬дежность, трезвость, мудрость, опытность, спра-ведливость, конструктивность многих его действий и даже известное миролюбие. Основной эпитет Ильи Муромца в былинах «старый», «старой» (изображение седобородым стариком, едущим по полю на белом коне) подчеркивает сочетание уве¬ренной силы, нравственного опыта, житейской муд¬рости. Этот богатырь в русском предании заступа¬ет место бога-громовника Тора: великан, над которым он пробует силу своих ударов, как будто сросся с горою: ему нет места на земле — так он громаден и тяжел. Илья Муромец победил Святогора, этим сюжетом символизируется победа молодой религии христианства над Старой (Святой) верой, прежде сопоставимой с монолитом (горой). Вместе с тем крестьянское происхождение его, расчистка им земли под поле, особая связь с Матерью Сырой Землей, освобождение богатств из-под власти «атонического» противника сбли¬жает этот образ со святым Ильёй как покровителем плодородия. КРОСНЯТА — карлики у кашубов; живут в подпольях избы, хлева или сарая. Кроснята подме¬нивают по ночам некрещеных младенцев, и потому, если есть в семье карло (малорослый), то обыкновенно думают, что кроснята похитили у родителей их настоящего ребенка, а взамен положили в люльку своего. ЛАЗАВИКИ (одноглазые старички) — карли¬ки, живущие в болотах; ростом не более ноготка, с аршинною бородою и кнутом в семь саженей. Ког¬да они расхаживают по трясине, глаза их сверкают как огоньки. ЛИХО ОДНОГЛАЗОЕ — великан; «стоит великолюд да сосновою колодою загоняет овец в хлев; ростом выше самого высокого дуба, во лбу один глаз». ЛЫБЕДЬ (Белая лебедь) — в восточнославянс¬кой мифологии сестра трех братьев — родоначаль¬ников племени полян: Кия, Щека и Хорива.
ДУБЫНЯ (Вернидуб, Дубынич, Вертодуб, Дугиня) — персонаж восточнославянских сказок; лес¬ной великан, может обращаться в Змея, охраняет пекельное царство. «Дубье верстает: который дуб высок, тот в землю пихает, а который низок, из земли тянет» или «дубье рвет». В сказках Дубыня вместе с Горыней и Усыней выступают как положительные персонажи, спутники главного ге¬роя, но порой им присущи и отрицательные черты, как слабость и даже предательство. ДУНАЙ — сильномогучий богатырь. В былине богатырь Дунай разливается рекою: «И падал он на нож да ретивым сердцем; /С того ли времени, от крови горячия /Протекала матушка Дунай-река». Очевидно, что в основе этого мифа лежит предание об исполинах - дождевых тучах. Дунай — в представлении древних славян мифологизированный образ главной реки, матери всех рек. Дунай пред¬ставлялся как главное место, родина, притягиваю¬щая к себе все остальные реки; как рубеж, за кото¬рым лежит земля богатая, но таящая некую опасность. У южных и западных славян с Дунаем ассоцииро¬вались мотивы женщины, изобилия и мирной жиз¬ни, культ реки, ее плодотворящих вод. ЕРУСЛАН ЛАЗАРЕВИЧ (Руслан, Уруслан Залазарович) — герой древнерусской книжной сказочной повести и фольклора. В героических странствиях Еруслан Лазаревич вступает в единоборство с богатырями-соперниками, чудовищами (в том числе с трехголовым змеем, которому в жерт¬ву предназначалась царская дочь), вражескими полчищами. Некоторое искажение его имени связывается с введением этого богатыря в пантеон богатырей переходного периода (от старой веры к христианству). ИЛЬЯ МУРОМЕЦ (Илья Муровец, Илья Мурович, Илья Моравец, Илья Муравлении, Илья Моровленин, Ильюша, Ильюшка, Ильюшенка, Илюха, Илейко, Илья Иванович, Илья свет Иванович) — мифологизированный образ главного героя-богатыря русского былинного эпоса. Многие сюжеты, свя¬занные с ним, складываются в былинный цикл. Он возглавляет всех богатырей и выступает как глав¬ный в троице наиболее знаменитых героев — Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича. Именно он совершил наибольшее количество под¬вигов, что и дает ему право представительствовать за все русское богатырство и выступать от его имени перед Владимиром Красное Солнышко. В нем подчеркивается сила, мужество, верность, на¬дежность, трезвость, мудрость, опытность, спра-ведливость, конструктивность многих его действий и даже известное миролюбие. Основной эпитет Ильи Муромца в былинах «старый», «старой» (изображение седобородым стариком, едущим по полю на белом коне) подчеркивает сочетание уве¬ренной силы, нравственного опыта, житейской муд¬рости. Этот богатырь в русском предании заступа¬ет место бога-громовника Тора: великан, над которым он пробует силу своих ударов, как будто сросся с горою: ему нет места на земле — так он громаден и тяжел. Илья Муромец победил Святогора, этим сюжетом символизируется победа молодой религии христианства над Старой (Святой) верой, прежде сопоставимой с монолитом (горой). Вместе с тем крестьянское происхождение его, расчистка им земли под поле, особая связь с Матерью Сырой Землей, освобождение богатств из-под власти «атонического» противника сбли¬жает этот образ со святым Ильёй как покровителем плодородия. КРОСНЯТА — карлики у кашубов; живут в подпольях избы, хлева или сарая. Кроснята подме¬нивают по ночам некрещеных младенцев, и потому, если есть в семье карло (малорослый), то обыкновенно думают, что кроснята похитили у родителей их настоящего ребенка, а взамен положили в люльку своего. ЛАЗАВИКИ (одноглазые старички) — карли¬ки, живущие в болотах; ростом не более ноготка, с аршинною бородою и кнутом в семь саженей. Ког¬да они расхаживают по трясине, глаза их сверкают как огоньки. ЛИХО ОДНОГЛАЗОЕ — великан; «стоит великолюд да сосновою колодою загоняет овец в хлев; ростом выше самого высокого дуба, во лбу один глаз». ЛЫБЕДЬ (Белая лебедь) — в восточнославянс¬кой мифологии сестра трех братьев — родоначаль¬ников племени полян: Кия, Щека и Хорива.
<< Назад 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
Вперед >>
Книга представленна исключительно для ознакомления!