СЛАВЯНЕ

Древние поселения славян

Славяне
Значение того и другого совершенно тождественно: Кощей игра¬ет ту же роль скупого хранителя сокровищ и опасного похитителя красавиц, что и змей; оба они равно враждебны сказочным героям и сво-бодно заменяют друг друга, так что в одной и той же сказке в одном варианте действующим лицом выводится змей, а в другом — Кощей. Слово «кошь» связано также со словом «кошт» (кость). Многие герои сказок превращаются на какое-то время в камень, дерево, лед и другие состояния — окостеневают. Старинное русское «кощуны творить» означает совершать действия, приличные колдунам и дьяволу (кощенствовать). Как-то связаны с этим понятием «вязень» — «узень». Узник (связанный) — враг, попавший в плен. Именно в таком значении слово «кощей» употребляется в «Слове о полку Игореве» и во многих русских сказках. Преданиям о смерти, постигающей Ко¬щея, по-видимому, противоречит постоянно при¬даваемый ему эпитет «Бессмертного»; но именно это и свидетельствует за его стихийный харак¬тер. Растопленные весенними лучами солнца, разбитые стрелами Перуна тучи вновь собира¬ются из восходящих на небо паров, и поражен¬ный на смерть демон мрака как бы опять воз¬рождается и вызывает на битву своего победителя; также и демон зимних туманов, стужи и вьюг, погибающий при начале весны, снова оживает с окончанием летней половины года и овладевает миром. Вот почему Кощей причислялся к суще¬ствам бессмертным. ЛАМЬЯ (ламя) — баснословная змея, у южных славян чудовище с телом змеи и собачьей головой; она темной тучей опускается на поля и сады, по¬жирает плоды земледельческого труда. Ассоции¬ровалась также с ночным кошмаром — Марой. Образ восходит к греческой Ламии, чудовищу, дочери Посейдона. ЛЕСНЬ-ПТИЦА — мифическая птица, живет в лесу, там и гнездо вьет, а если уж начинает петь, так поет без просыпу. В заговоре от зубной боли «от зуб денной» говорится: «Леснь-птица умолкает, умолкни у раба твоего зубы ночные, полуночные, денные, полуденные...» Леснь-птица — птица лесная, как леснь-добыча — лесная добыча. «...Там в синем лесе... там на гиблом болоте в красном ивняке Леснь-птица гнездо вьет» (А.М. Ремизов. «Сказки»). МАГУР — птица Индры. Упоминается в Велесовой книге. МАТЕРЬ СВА — священная птица, покрови¬тельница Руси, совмещает образы многих фольк¬лорных птиц, прежде всего — птицы Гамаюн. МЕЧ-КЛАДЕНЕЦ (самосек) — в русском фольклоре и книжной средневековой традиции чу¬десное оружие, обеспечивающее победу над врага¬ми. В сказании о Вавилоне-граде меч-кладенец носит название «Аспид-змей» и наделен чертами оборотня (превращается в змея). Распространен мотив поиска меча, скрытого в земле, замурованного в стене и т.п., связанный с представлением о кладе (кладенец) или погребении (меч под головой убитого богатыря). МОГОЛ — могучая птица. НОГ (ногуй, иног, натай, ногай) — древнерусское название грифона (в старинных рукописях словом «ног» переводится «гриф»). В средневековой книж¬ности с образом нога связан мотив полета героев по воздуху (Александр Македонский, пророк Аввакум). Подобно Соловью-разбойнику ног вьет гнездо на две¬надцати дубах. Птица Ногай тождественна Стратим или Страфиль-птице. Греки представляли грифа с головой и крыльями орлиными и с туловищем льва. «...Вот Иван-царевич настрелял на взморье гусей, лебедей, в два чана поклал, поставил один чан Нагай-птице на правое плечо, а другой чан — на левое, сам сел ей на хребет. Стал птицу Нагай кормить, она поднялась и летит в вышину» (А.Н. Толстой. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»). ОБИДА — лебедь, птица печали, обиды. ОГОНЬ (царь Огонь) — одно из имен персони-фицированного грома в русской и белорусской сказ¬ке. Огонь — муж царицы Молоньи; эта супру¬жеская пара преследует Змея и сжигает его стада в той же последовательности, что и в древнем ри¬туале сожжения разных видов домашних живот¬ных в качестве жертвы богу грозы. ОРЕЛ — птица Перуна. Громовержец может превращаться в Орла, может летать на Орле, по¬сылать его выполнять различные поручения. ПТИЦА СВЯТОВИТА — западные славяне чтили петуха как птицу Святовита; впоследствии, по созвучию имени Древнего бога с святым Витом, на этого последнего были перенесены языческие воспоминания.
Книга представленна исключительно для ознакомления!
Hosted by uCoz