СЛАВЯНЕ

Древние поселения славян

Славяне
Название связано с вторичным осмыслением традиционного образа русалки под влиянием легендарного цикла, сложившегося вок¬руг библейских мифов. Фараонки в русской деревянной резьбе, иногда сопровождаемые персона¬жами мужского пола — «фараонами», восприни¬мались как представители египетского воинства, пре¬следовавшего уходивших из Египта евреев и чу¬десно потопленного в водах Чермного моря. Согласно русской легенде, известной с XVI века, египетское войско в воде превратилось в полулюдей-полурыб, а их кони — в полуконей-полурыб. ХОЛЕРА — существо, родственное с облачны¬ми девами. На Руси ее представляют старухою, с злобным, искаженным страданиями лицом. В Ма¬лороссии уверяют, что где она ни остановится пе¬реночевать — не останется там живых. В некото¬рых деревнях думают, что холера является из-за моря и что это три сестры, одетые в белые саваны. ЧУДИНКО (пуганко) — относится к роду ки¬кимор. По поверью, Чудинко в виде маленькой куклы, тряпичной или деревянной, с целью наведе¬ния порчи на дом могли подложить под нижнее бревно дома при его строительстве. Избавиться от него можно только одним способом — уничтожив эту куклу. Крестьяне в этом случае, устав от про-каз Чудинки, тыкали вилами в нижние бревна дома, приговаривая: «Вот тебе, вот тебе за то-то и вот это». ЧУМА-САМОДИВА (Моровая язва, юда-самовила, самодива. Куга, смертница, кума) — су¬щество, родственное с облачными девами, и по¬добно им, бывает доброй или злой. По рассказам болгар, она — вечно озлобленная, черная жена, посылающая на людей и животных огненные ядо¬витые стрелы. Чума может оборачиваться кош¬кою, лошадью, коровою, птицею и клубком пряжи; где она покажется — там начинают выть собаки, туда прилетает ворон или филин, и садясь на кровлю, криком своим предвещает беду. В од¬ном из сказании ее представляют огромной жен¬щиной в белой одежде (в саване), с растрепанны¬ми волосами. Своею костлявою рукою она веет на все четыре стороны красным (кровавым) или ог¬ненным платком — и вслед за взмахом ее платка все кругом вымирает. У сербов у Куги — козьи ноги. Блуждая по вечерам, она останавливается под окнами и пускает внутрь жилья свой злочестивый дух, отчего и погибает все семейство. ЮДЫ-САМОВИЛЫ (юды, самодивы) — жены с длинными косами, живут в глубоких озерах и водоворотах; выходя на берег, они любят расчесы¬вать волосы, а если завидят кого в воде, то опле¬тают и удавливают его своими косами. Самодивы признаются за падших светлых ангелов; низверг¬нутые с неба, они населили воды, а иные остались в воздухе. Самодивы поют и пляшут по лугам и оставляют на траве большие круги, состоящие из узкой, убитой их ногами дорожки. Если человек, заслыша их пение, осмелится приблизиться к их хороводу, они или убивают его, или навсегда ли¬шают языка и памяти.
Словарь славянских богатырей (включая эпоху христианства)
АЛЕША ПОПОВИЧ — мифологизированный образ богатыря в русском былинном эпосе. Он как младший брат входит в богатырскую троицу вместе с Ильёй Муромцем и Добрыней Никитичем. Але¬ша попович — сын ростовского попа. Его отличает не сила, но мужество, удаль, натиск, с одной сторо¬ны и находчивость, сметливость, хитроумие - с дру¬гой. Иногда он хитрит и готов идти на обман даже своего названного брата Добрыни Никитича, пося¬гает на его права; он хвастлив, кичлив, излишне лукав и увертлив; шутки его иногда не только весе¬лы, но и коварны, даже злы; его товарищи-богаты¬ри время от времени высказывают ему свое порица¬ние и осуждение. В целом образ его отражает определенную противоречивость и двойственность, присущее поповскому поведению. Предположительно введен в состав богатырской троицы в 14-15 вв. Прообразом его был знаменитый воин времен битвы при Калке. Соединение в один богатырский коллектив со старшими богатырями символизировало единодушие при принятии христианства всеми слоями населения:
АНИКА-ВОИН — богатырь, славный своею силою и опустошительными наездами, гордый, жестокий и самонадеянный, путешествует по бел свету и сражается всегда один.
Книга представленна исключительно для ознакомления!
Hosted by uCoz