СЛАВЯНЕ

Древние поселения славян

Славяне
Название «скоморохи» остается пока необъясненным филологами. По свидетельству памятников, скоморохи являлись на игрища с музы¬кою, наряжались в маскарадные платья, пели, пля¬сали, кривлялись и творили разные «глумы». Важное значение гусляров и скоморохов у славян-язычников доказывается и участием их в религиоз-ных обрядах (на праздниках, свадьбах, поминках), и сильными нападками на них христианского духо¬венства — оно справедливо видело в них не одну простую забаву, но языческий обряд: «Дьявол соблазняет народ всяческими льстъми, превабляя ны от Бога трубами и скоморохы, гусльми и русальи. Видимъ бо игрища утолчена и людий множьство, яко упихати начнуть друг друга, позоры деюще от беса замышленаго дела, а цер¬кви стоять (пусты)». СМОРОДИНА — огненная река между свет¬лым и темным царством. Видимо, соответствует Москве-реке. СНЕГУРОЧКА (Снегурка, Снежевиночка) — названа так потому, что родилась из снега. В этом персонаже слышится отголосок предания о проис¬хождении облачных духов из тающих весною льдов и снега. Не было, говорит сказка, у старика и старухи детей; вышел старик на улицу, сжал комо¬чек снега, положил его на печку — и явилась пре-красная девочка. Пошла она на Иванов день с молодежью через костер прыгать, но только под¬нялась над пламенем, как в ту же минуту потяну¬лась вверх легким паром и унеслась в поднебесье. ТАРТАР — подземная пропасть в христианской мифологии, никогда не ос¬вещаемая и несогреваемая солнцем, куда будут по¬сланы души грешников: «а се есть тартар — зима несогреема и мраз лют». ТМУТОРОКАНЬ — древнерусский город на берегу Черного моря в районе нынешней Тамани; входил в состав Черниговского княжения. Тмуторокань играла выдающуюся роль в русской истории Х-Х1 вв., но в конце XI в. была отрезана от остальных русских княжеств. принявших христианство, движением степных языческих народов. ТРИЗНА — день, установленный в память умер¬шего, включал несколько ритуальных действий. Погребальные игры воинов, тоже называвшиеся «тризна», напоминали о земных делах умершего и о том, что человек одинаково принадлежит трем мирам: небесному, земному и подземному (отсюда сакральное число «три»). В их составе было три вида единоборства (бег, кулачный бой и плавание) и завершалось «потешным боем» трех конных групп молодежи с пиками, на которую одевали мягкий наконечник. В христианский период этот обряд был отменен, а затем незаслуженно ругаем (« ...и справил кровавую тризну...»), как и многие иные обряды и обычаи. Затем была страва — поминки (которые иногда неправильно называют «тризна»). Корень «три» связан с отрицанием неблагоприятного признака — «нечета» как сим¬вола несчастья, именно поэтому он часто встреча¬ется в заклинаниях. Так, например, в плаче Ярос¬лавны есть обращение: «Светлое и тресветлое солнце!» ХВАНГУР — одна из Рипейских гор Ирия, упо¬минается в стихе о Голубиной (Глубинной) книге. ХОРИВ (Горовато) — брат Кия, прародитель племени хорват. ЧЕРТОПОЛОХ (дедовник, бодяк, волчец, иголчатка, колючка) — разные виды цепкого репейни¬ка. По народным рассказам, чертополох прогоняет колдунов и чертей, оберегает домашний скот, вра¬чует болезни и унимает девичью зазнобу; ружье, окуренное травой колкою, стреляет так метко, что ни одна птица не ускользнет, и ни один кудесник не в состоянии заговорить его. ЧУДЬ — в северно-русских преданиях древний народ, населявший север Восточной Европы (Чюдьская земля, Чудьское озеро) до времени русской колонизации христианами. Чудь изображается как дикий народ («белоглазые племена»), жив¬ший грабежом, иногда как великаны (на месте битв с чудью находят огромные кости) и людоеды, что не ново для христианской идеологии. В одной из былин «белоглазая чудь» осаждает Иеру¬салим при царе Соломоне. Скрываясь от преследования, чудь живет в ямах в лесу (исчезает в ямах), прячет там свои сокровища (клады), кото¬рые невозможно добыть, т.к. они «закляты» чу-дью. Земляные бугры и курганы называются «чудьскими могилами». Из этого следует, что чудь – народ, живший до христианизации.
Книга представленна исключительно для ознакомления!
Hosted by uCoz