Славяне
Название «скоморохи» остается пока необъясненным филологами. По свидетельству памятников, скоморохи являлись на игрища с музы¬кою, наряжались в маскарадные платья, пели, пля¬сали, кривлялись и творили разные «глумы». Важное значение гусляров и скоморохов у славян-язычников доказывается и участием их в религиоз-ных обрядах (на праздниках, свадьбах, поминках), и сильными нападками на них христианского духо¬венства — оно справедливо видело в них не одну простую забаву, но языческий обряд: «Дьявол соблазняет народ всяческими льстъми, превабляя ны от Бога трубами и скоморохы, гусльми и русальи. Видимъ бо игрища утолчена и людий множьство, яко упихати начнуть друг друга, позоры деюще от беса замышленаго дела, а цер¬кви стоять (пусты)».
СМОРОДИНА — огненная река между свет¬лым и темным царством. Видимо, соответствует Москве-реке.
СНЕГУРОЧКА (Снегурка, Снежевиночка) — названа так потому, что родилась из снега. В этом персонаже слышится отголосок предания о проис¬хождении облачных духов из тающих весною льдов и снега. Не было, говорит сказка, у старика и старухи детей; вышел старик на улицу, сжал комо¬чек снега, положил его на печку — и явилась пре-красная девочка. Пошла она на Иванов день с молодежью через костер прыгать, но только под¬нялась над пламенем, как в ту же минуту потяну¬лась вверх легким паром и унеслась в поднебесье.
ТАРТАР — подземная пропасть в христианской мифологии, никогда не ос¬вещаемая и несогреваемая солнцем, куда будут по¬сланы души грешников: «а се есть тартар — зима несогреема и мраз лют».
ТМУТОРОКАНЬ — древнерусский город на берегу Черного моря в районе нынешней Тамани; входил в состав Черниговского княжения. Тмуторокань играла выдающуюся роль в русской истории Х-Х1 вв., но в конце XI в. была отрезана от остальных русских княжеств. принявших христианство, движением степных языческих народов.
ТРИЗНА — день, установленный в память умер¬шего, включал несколько ритуальных действий. Погребальные игры воинов, тоже называвшиеся «тризна», напоминали о земных делах умершего и о том, что человек одинаково принадлежит трем мирам: небесному, земному и подземному (отсюда сакральное число «три»). В их составе было три вида единоборства (бег, кулачный бой и плавание) и завершалось «потешным боем» трех конных групп молодежи с пиками, на которую одевали мягкий наконечник. В христианский период этот обряд был отменен, а затем незаслуженно ругаем (« ...и справил кровавую тризну...»), как и многие иные обряды и обычаи. Затем была страва — поминки (которые иногда неправильно называют «тризна»). Корень «три» связан с отрицанием неблагоприятного признака — «нечета» как сим¬вола несчастья, именно поэтому он часто встреча¬ется в заклинаниях. Так, например, в плаче Ярос¬лавны есть обращение: «Светлое и тресветлое солнце!»
ХВАНГУР — одна из Рипейских гор Ирия, упо¬минается в стихе о Голубиной (Глубинной) книге.
ХОРИВ (Горовато) — брат Кия, прародитель племени хорват.
ЧЕРТОПОЛОХ (дедовник, бодяк, волчец, иголчатка, колючка) — разные виды цепкого репейни¬ка. По народным рассказам, чертополох прогоняет колдунов и чертей, оберегает домашний скот, вра¬чует болезни и унимает девичью зазнобу; ружье, окуренное травой колкою, стреляет так метко, что ни одна птица не ускользнет, и ни один кудесник не в состоянии заговорить его.
ЧУДЬ — в северно-русских преданиях древний народ, населявший север Восточной Европы (Чюдьская земля, Чудьское озеро) до времени русской колонизации христианами. Чудь изображается как дикий народ («белоглазые племена»), жив¬ший грабежом, иногда как великаны (на месте битв с чудью находят огромные кости) и людоеды, что не ново для христианской идеологии. В одной из былин «белоглазая чудь» осаждает Иеру¬салим при царе Соломоне. Скрываясь от преследования, чудь живет в ямах в лесу (исчезает в ямах), прячет там свои сокровища (клады), кото¬рые невозможно добыть, т.к. они «закляты» чу-дью. Земляные бугры и курганы называются «чудьскими могилами». Из этого следует, что чудь – народ, живший до христианизации.
<< Назад 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
Вперед >>
Книга представленна исключительно для ознакомления!