СЛАВЯНЕ

Древние поселения славян

Славяне
Считалось, однако, что если же он на какого-нибудь охотника рассердится, то удачи ему в охоте никогда не даст — возвращаться тогда ему из лесу с пустыми руками. ПОДАГА — женское божество природы и зем¬ли («подающая», «подательница благ»). «...Одни прикрывают невообразимые изваяния своих идо¬лов храмами, как например, идол в Плуне, имя которого Подага...» (Гельмольд). ПОЛЕЛЯ (Полелья) — второй сын богини любви Лады после Леля, бог супружества, брачных уз. Не случайно изображался в белой простой будничной рубахе и терновом венке, такой же венок он подавал супру¬ге. Он благославлял людей на будничную жизнь, полный терний семейный путь. «Полель веселостей богиню провожал; /В нем Киев брачные со¬юзы обожал». (М. Херасков. «Владимириада») ПОЛКАН (Волкан) – бог-покровитель воинства в этрусском пантеоне. Ковал воинам доспехи и оберегал дружины (полки). Его изображение или изображение головы волка сопутствовало удаче. Умение входить в состояние волка или принимать его облик отражено в мифах об оборотнях, принимающих образ волка. ПОРЕВИТ — один из племенных верховных богов. «Пора» (спора) — не что иное как семя, а «вита» — жизнь. То есть это бог посевов и муж¬ского семени, податель жизни и ее радости, любви. Идол Поревита стоял в городе Карензе. Изобра¬жался с пятью головами. Он считался защитником и покровителем племени. Многоликость символи¬зировала небесные регионы власти бога. У разных племен существовала разная магическая символика цифр. Френцель утверждал, что Поревит был бо¬гом добычи — он производил его имя от славянс¬кого слова «поривац», то есть «похититель». Та¬кого же мнения придерживается Гроссер («Достопамятности Лаузица»). ПОРЕНУЧ — бог посевов и мужского семени, продолжатель жизни. Идол Поренуча стоял на острове Рюгене в городе Карензе. У этого идола было четыре лица на голове, а пятое на груди — «коего чело держал Поренуч левою, а подбородок оного правою рукою». (А. Кайсаров. Славянская и российская мифология.) Френцель предполагает в нем бога-покровителя беременных, Шварц — покровителя мо¬реплавателей. ПОРТУН – бог портов, покровитель моряков у этруссков и славянских народов Средиземноморья. ПОСВИСТ (Похвист, Позвизд) — свирепый бог непогод и бурь: «Там Посвист; бурями, как ри¬зой, вкруг увитый...». Имеет вид свирепый, во¬лосы и бороду всклокоченную, епанчу долгую и с крыльями нараспашку. Киевляне распространяли власть его; они почитали его не только богом бурь, но еще и всяких воздушных перемен, как добрых, так и худых, полезных и вредных. Почему и про¬сили о даровании красных дней и об отвращении непогод, которые почитались находящимися под его властью и управлением. Масовяне называют боль¬шой ветер Похвисцием. В сказках Посвиста иног¬да заменяет Соловей-разбойник, воплощающий злую и разрушительную силу ветра. «Когда же на берег Посвист /Седые волны мчит, /В лесу кружит¬ся желтый лист /Ярясь, Перун гремит...» (А.К. Толстой. «Князь Ростислав»). ПРИПЕКАЛА — бог любострастия. Облик его изменчив. Покровительствует мужчинам. ПРИЯ (Сива) — богиня весны, любви, брачного союза и плодородия. В весеннюю пору она вступа¬ет в брачный союз с Громовником и шлет на землю благодатное семя дождей, и воспитывает жатвы. Как богиня, творящая земные урожаи, как супруга небесного бога, носителя молний и проливателя дож¬дей, она мало-помалу слилась в народном созна¬нии с плодородящею матерью Землей. Название «Сива» созвучно с «сеять», «посев». Сива на¬учила людей возделывать землю, сеять, жать и обраба¬тывать лен. Подобно тому, как атрибуты Перуна переданы были Илье пророку, под влиянием хрис¬тианства древняя богиня весеннего плодородия сме¬нилась св. Параскевою (в простонародье мучени¬ца Параскева называется именем св. Пятницы) и Богородицею. В некоторых местах поверья, соеди¬няемые с Пятницей, относятся к Пречистой Деве. ПРОВЕ (Проно, Пров, Прово) — бог просве¬щающий, пророчествующий. Под этим божеством славяне понимали предопределение, управляющее миром и распоряжающееся будущим.
Книга представленна исключительно для ознакомления!
Hosted by uCoz