СЛАВЯНЕ

Древние поселения славян

Славяне
Умные хозяйки ставят у печки с вечера тарелочку с хлебом и ста¬кан молока — таким образом можно умилости¬вить шишиг. В некоторых местах под шишигами понимают маленьких беспокойных духов, которые норовят подвернуться под руку, когда человек де¬лает что-нибудь в спешке. «...Закроет тебя шишига хвостом, и ты пропадешь и, сколько ни ищи, не найдут тебя, да и сам себя не най¬дешь...» (А.М. Ремизов. «Неуемный бубен»). ШИШКО — нечистый дух. ШУЛИКУНЫ (шиликуны, шулюкуны, шликуны) — сезонные демоны, хулиганы. Шуликуны, связанные со стихией воды и огня, появляются в Сочельник из трубы (иногда на Игнатьев день) и уходят на¬зад под воду на Крещенье. Бегают по улицам, ча¬сто с горячими углями на железной сковородке или железным крюком в руках, которым они могут захватить людей («закрючить и сжечь»), либо ез¬дят на конях, на тройках, на ступах или «каленых» печах. Ростом они нередко с кулачок, иногда по¬больше, могут иметь конские ноги и заостренную голову, изо рта у них пылает огонь, носят белые самотканые кафтаны с кушаками и остроконечные шапки. Шуликуны на Святки толкутся на пере¬крестках дорог или около прорубей, встречаются и в лесу, дразнят пьяных, кружат их и толкают в грязь, не причиняя при этом большого вреда, но могут заманить в прорубь и утопить в реке. Кое-где шуликуны носили в клеть прялку с куделью и веретеном, чтобы те напряли шелку. Шуликуны способны утащить кудельку у ленивых прядиль¬щиц, подкараулить и унести все, что положено без благословения, забраться в дома и амбары и незаметно извести или своровать припасы. По воло¬годским представлениям, шуликунами становятся проклятые или погубленные матерями младенцы. Живут они нередко в заброшенных и пустых сара¬ях, всегда артелями, но могут забраться и в избу (если хозяйка не оградится крестом из хлеба), и тогда их выгнать трудно. На русском Севере шуликуны — название святочных ряженых.
Словарь ведунов, знахарей и чародеев
БАБА-ЯГА-КОСТЯНАЯ НОГА (Язя) — в славянской мифологии лесная старуха-волшебни¬ца, ведьма, ведунья, заправляющая вихрями и вью¬гами и по самому своему имени родственная со змеем. Баба-яга — изначально прародительница, очень древнее положительное божество славянско¬го пантеона, хранительница (если надо — воин-ственная) рода и традиций, детей и околодомашне¬го (часто лесного пространства). Бабе-яге принадлежит весьма важная роль в народном эпо¬се и преданиях славянского племени. Живет она у дремучего леса в избушке на курьих ножках, кото¬рая поворачивается к лесу задом, а к пришельцу передом; избушка ее стоит на границе двух миров: Яви и Нави. У нее можно узнать свою судьбу (путь-дорогу), поравить свое здоровье в специальной бане. Детей баба-яга излечивает от хворей в печи, святым огнем, посадив их на деревянную лопату, она отправляет их в печь и возвращает здоровыми после очистительного огня. В христианский период ей были приписаны негативные качества: забор вокруг избы — из человеческих костей, на заборе черепа, вместо засова — челове¬ческая нога, вместо запоров — руки, вместо замка — рот с острыми зубами. Она летает по воздуху и ездит на шабаш ведьм в железной ступе, погоняя толкачем или клюкою, и, заметая след свой помелом. Баба-яга обладает волшебными, огнедышащими конями, сапогами-скороходами, ковром-самолетом, гуслями-самогудами и мечом-самосеком. Преследуя сказоч¬ных героев, убегающих от ее злобы и мщения, она гонится за ними черною тучею. Подобно змею, Баба-яга любит сосать белые груди красавиц и также, как он, ревниво сторожит источники живой воды и заботливо прячет в своих кладовых медь, серебро и золото. Наконец, подобно змею - Баба-яга пожирает человеческое мясо. Стараниями поздних «сказочников» и их безудержная фанта¬зия представляет ее злою, безобразною, с длин¬ным носом, растрепанными волосами, огромного роста старухою. У Бабы-яги одна нога — костя¬ная, она — слепа, она — старуха с огромными грудям». Связь с дикими зверями и лесом позво¬ляет выводить ее образ из древнего образа хозяй¬ки зверей и мира мертвых.
Книга представленна исключительно для ознакомления!
Hosted by uCoz