Славяне
Чтобы узнать, действительно ли ребе-нок подменен, надо развести огонь и кипятить воду в яичной скорлупе, тогда подменыш восклицает: «Я стар, как древний лес, а не видал еще, что¬бы варили в скорлупе яйца!» — и вслед затем исчезает.
ПОЛЕВОЙ — дух, приставленный охранять хлеб¬ные поля. Внешний облик полевика в народной мифологии смутен. В некоторых местах представ¬ляется в виде уродливого, маленького человечка. Относительно доброго, но проказливого нрава, полевик имеет много общего с домовым, но по харак¬теру самих проказ он напоминает лешего: так же сбивает с дороги, заводит в болото и в особеннос¬ти потешается над пьяными пахарями. У полевиков в отличие от прочей нечисти, любимое время — полдень. Как все нечистые духи, полевики — взя¬точники, гордецы и капризники. «Другой стари¬чок — процвел в безбрежной степи посреди ковыля, где и журавли, и драхвы с головами хоронятся и верховного латника с копьем вмес-те не видно: там закопал себя старичок в зем¬лю по пояс и терпит, как его гложет сыпучий червь, а сам кушает только козявочек, которые сами ему в рот ползут; и этот пустынник на¬зывается старик Полевик, а веку ему пятьсот годов» из «Час воли божьей»).
ПОЛЕВОЙ ДЕД (полевик, гречуха, жыцень) — житный дух; в летнюю половину года обитает на нивах. Когда хлеб поспеет и поселяне начина¬ют жать или косить его, полевик бежит от взма¬хов серпа и косы и прячется в тех колосьях, ко-торые еще остаются на корню; вместе с последне-срезанными колосьями он попадается в руки жнеца и в последнем дожиночном снопу приносится на гумно или в дом земледельца. Этот сноп наряжают куклою и ставят его на почетном месте, под образами. Верят, что пребывание ее в доме приносит хозяину, его семье и житницам божье благословенье.
ПОЛИСУН (Лисун, Лисовик) — властелин ле¬сов, которого народная фантазия изображает мох¬натым и с козлиными ногами. Тождественен волчье¬му пастырю.
ПОПУТНИК — дух, способствующий челове¬ческим делам, их успеху.
ПРИВИДЕНИЕ (призрак) — душа умершего или отсутствующего существа, которая может привидеться живому человеку. Обычное место оби¬тания — в заброшенных домах и на кладбищах или в лесу, рядом с охраняемым кладом. Может прийти в дом к человеку и требовать от него каких-либо услуг. Привидение прозрачно, оно не отбрасывает тени. Единственная возможность спастись от него — бежать без оглядки, если обернешься — умрешь.
ПРОКУДЫ — одно из прозваний домовых ду¬хов; плуты, неслухи, проказники.
ПУЩЕВИК — лесной дух, живущий в непро¬ходимой пуще. «Всякое движение здесь, кажет¬ся, замерло; всякий крик пугает, до дрожи и му¬рашек в теле. Колеблемые ветром древесные стволы трутся один о другой и скрипят с та¬кой силой, что вызывают у наблюдателя ост¬рую ноющую боль под сердцем. Здесь чувство тягостного одиночества и непобедимого ужаса постигает всякого, какие бы усилия он над собой ни делал. Здесь всякий ужасается своего ничто¬жества и бессилия» (С.В. Максимов. «Нечис¬тая, неведомая и крестная сила»).
РЖАНИЦА — дух, живущий на полосах ржи. Все растительное царство представлялось древне¬му человеку воплощением стихийных духов, кото¬рые, соединяя свое бытие с деревьями, кустарни¬ками и травами (облекаясь в их зеленые одежды), чрез то самое получали характер лесных, полевых или житных гениев. Ржаницы устраивают прожины — дорожки во ржи в небольшой вершок ши¬риной, по которым все колосья срезаны.
САРАЙНИК — дворовый дух, местом житель¬ства которого является сарай. Точно также, как и другие дворовые духи: Овинник, Клетник, Огуменник, Хлевник, Сарайник то мироволит, то, без всяких видимых поводов, начинает проказить, ду¬рачить, причиняя постоянные беспокойства, явные убытки в хозяйстве. В таких случаях применяют решительные меры и, вместо ласки и угождении, вступают с ним в открытую борьбу.
САТАНАИЛ (сатана) — в славянских сказани¬ях злой дух. Имя Сатанаил восходит к христианс¬кому сатане, однако функция Сатанаила связана с архаическими дуалистическими мифологиями. В дуалистической космогонии Сатанаил — противник бога-демиурга.
<< Назад 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
Вперед >>
Книга представленна исключительно для ознакомления!