СЛАВЯНЕ

Древние поселения славян

Славяне
Чтобы узнать, действительно ли ребе-нок подменен, надо развести огонь и кипятить воду в яичной скорлупе, тогда подменыш восклицает: «Я стар, как древний лес, а не видал еще, что¬бы варили в скорлупе яйца!» — и вслед затем исчезает. ПОЛЕВОЙ — дух, приставленный охранять хлеб¬ные поля. Внешний облик полевика в народной мифологии смутен. В некоторых местах представ¬ляется в виде уродливого, маленького человечка. Относительно доброго, но проказливого нрава, полевик имеет много общего с домовым, но по харак¬теру самих проказ он напоминает лешего: так же сбивает с дороги, заводит в болото и в особеннос¬ти потешается над пьяными пахарями. У полевиков в отличие от прочей нечисти, любимое время — полдень. Как все нечистые духи, полевики — взя¬точники, гордецы и капризники. «Другой стари¬чок — процвел в безбрежной степи посреди ковыля, где и журавли, и драхвы с головами хоронятся и верховного латника с копьем вмес-те не видно: там закопал себя старичок в зем¬лю по пояс и терпит, как его гложет сыпучий червь, а сам кушает только козявочек, которые сами ему в рот ползут; и этот пустынник на¬зывается старик Полевик, а веку ему пятьсот годов» из «Час воли божьей»). ПОЛЕВОЙ ДЕД (полевик, гречуха, жыцень) — житный дух; в летнюю половину года обитает на нивах. Когда хлеб поспеет и поселяне начина¬ют жать или косить его, полевик бежит от взма¬хов серпа и косы и прячется в тех колосьях, ко-торые еще остаются на корню; вместе с последне-срезанными колосьями он попадается в руки жнеца и в последнем дожиночном снопу приносится на гумно или в дом земледельца. Этот сноп наряжают куклою и ставят его на почетном месте, под образами. Верят, что пребывание ее в доме приносит хозяину, его семье и житницам божье благословенье. ПОЛИСУН (Лисун, Лисовик) — властелин ле¬сов, которого народная фантазия изображает мох¬натым и с козлиными ногами. Тождественен волчье¬му пастырю. ПОПУТНИК — дух, способствующий челове¬ческим делам, их успеху. ПРИВИДЕНИЕ (призрак) — душа умершего или отсутствующего существа, которая может привидеться живому человеку. Обычное место оби¬тания — в заброшенных домах и на кладбищах или в лесу, рядом с охраняемым кладом. Может прийти в дом к человеку и требовать от него каких-либо услуг. Привидение прозрачно, оно не отбрасывает тени. Единственная возможность спастись от него — бежать без оглядки, если обернешься — умрешь. ПРОКУДЫ — одно из прозваний домовых ду¬хов; плуты, неслухи, проказники. ПУЩЕВИК — лесной дух, живущий в непро¬ходимой пуще. «Всякое движение здесь, кажет¬ся, замерло; всякий крик пугает, до дрожи и му¬рашек в теле. Колеблемые ветром древесные стволы трутся один о другой и скрипят с та¬кой силой, что вызывают у наблюдателя ост¬рую ноющую боль под сердцем. Здесь чувство тягостного одиночества и непобедимого ужаса постигает всякого, какие бы усилия он над собой ни делал. Здесь всякий ужасается своего ничто¬жества и бессилия» (С.В. Максимов. «Нечис¬тая, неведомая и крестная сила»). РЖАНИЦА — дух, живущий на полосах ржи. Все растительное царство представлялось древне¬му человеку воплощением стихийных духов, кото¬рые, соединяя свое бытие с деревьями, кустарни¬ками и травами (облекаясь в их зеленые одежды), чрез то самое получали характер лесных, полевых или житных гениев. Ржаницы устраивают прожины — дорожки во ржи в небольшой вершок ши¬риной, по которым все колосья срезаны. САРАЙНИК — дворовый дух, местом житель¬ства которого является сарай. Точно также, как и другие дворовые духи: Овинник, Клетник, Огуменник, Хлевник, Сарайник то мироволит, то, без всяких видимых поводов, начинает проказить, ду¬рачить, причиняя постоянные беспокойства, явные убытки в хозяйстве. В таких случаях применяют решительные меры и, вместо ласки и угождении, вступают с ним в открытую борьбу. САТАНАИЛ (сатана) — в славянских сказани¬ях злой дух. Имя Сатанаил восходит к христианс¬кому сатане, однако функция Сатанаила связана с архаическими дуалистическими мифологиями. В дуалистической космогонии Сатанаил — противник бога-демиурга.
Книга представленна исключительно для ознакомления!
Hosted by uCoz