Славяне
Второго января Мороз или Зима выгоняет их, вместе с нечистою силою, из ада, и лихорадки ищут себе пристанища по теплым избам и нападают на «виноватых». Поверье это условли¬вается теми простудами и ознобами, которые так обыкновенны в холодную пору зимы. Лихорадки исчисляют свои названия и описывают те муки, которыми каждая из них терзает больного (см. выше: например, костоломка — «аки сильная буря древо ломить, также и она ломает кости и спи¬ну»; желтея или желтуха - эта «желтить чело¬века, аки цвет в поле»). Невея (мертвящая) - всем лихорадкам сестра старейшая. Чтобы изба¬виться от лихорадки можно носить на себе змеи¬ного выползка (змееныша, выползшего из норы), не снимая его ни на ночь, ни в бане. «И они чах-лые и заморенные - Коровья смерть да Веснянка-Подосенница с сорока сестрами пробегают по селу, старухой в белом саване, кличут на голос. Много они натворили бед - съешь их волк - то под тыном прикинется Подтынница, то на дворе пристигнет - Навозница, то соскочет с веретена да заскочит в пряху - Веретенница, то выскочит с болотной кочки - Болотница: им бы портить скотину, вынимать румянец из белого лица, вкладывать стрелы в спину, крю¬чить на руках пальцы, трясьмя трясти тело» (А.М. Ремизов. «Сказки»).
ЛУГОВОЙ — дух лугов, маленький зеленый че¬ловечек в одежде из травы, помогает косить травы во время сенокоса. Считается дитем полевика (по¬левого). Бегает по лугам и ловит птиц в пищу своему родителю. Бывает очень сердитым, когда покос прозевают - гонит траву в буйный рост и так заплетает ее, что не срезать, не разорвать; а то и сушит траву на корню. Если же придут косари на такой покос - косы рвет. ЛЯД (чемор, игрец, черный шут, лихновец, об¬лом) — дьявол. ЛЯДАЩИК — человек, над которым пролетел злой дух, - непременно сходит с ума. МАЛЮТКИ-МАРЫ — поселяются в избах; в их образе представление о грозовых духах слива¬ется с тенями усопших. МАРА (Маруха) — души усопших; тождествен¬ны с кикиморами, т.е. это младенцы, умершие не¬крещенными или проклятые их родителями, и по¬тому попавшие под власть нечистой силы. В России — это старые маленькие существа женского пола, которые сидят на печи, прядут по ночам пряжу и все шепчут да подпрыгивают, а в людей бросают кирпичами. В Пошехонье Мара - красивая, вы¬сокая девушка, одетая во все белое, относят ее к полевым духам. В Олонецкой губернии мара - невидимое существо, живущее в доме помимо до¬мового, с явными признаками кикиморы (прядет по ночам на прялке, которую забыли благосло¬вить, рвет куделю, путает пряжу). У северных ве-ликороссов мара - мрачное привидение, которое днем сидит невидимкой за печью, а по ночам вы¬ходит проказить с веретенами, прялкой и начатой пряжей. МЕЖЕВИК — брат луговика (лугового), такой же маленький, в одежде из травы, но не зеленый, а черный. Бегает по меже, охраняет ее, так же, как и брат, ищет пищу своему родителю-полевику. Наказывает он тех, кто нарушил межу, переходит ее незаконно, устанавливает и поправляет вешки, по¬могает работящим хозяевам в поле. Но если нахо-дит спящего на меже человека, то наваливается на него, шею травой заплетает и душит. МОРА — злой дух болезней и смерти; в Сербии и Черногории признается за демонического духа, который вылетает из ведьмы в виде мотылька (об¬щепринятое представление души), «притискуе и дави» по ночам сонных людей и «дыханье им зауставльа». МОРНАЯ КОРОВА (Коровья или Товаряча Смерть, сибирская язва) — чума рогатого скота; безобразная старуха, у которой руки с граблями; сама редко заходит в села, а большею частию ее завозят невидимою. Показывается она преимущественно осе¬нью и ранней весной, когда скотина начинает стра¬дать от бескормицы и дурной погоды. Коровья Смерть нередко принимает на себя образ черной собаки или коровы и, разгуливая между стадами, заражает скот. В Томской губернии сибирская язва представлялась в виде высокого мохнатого челове¬ка, с копытами на ногах; он живет в горах и выхо¬дит оттуда, заслыша проклятья: «язви те!», «пятнай те!».
ЛУГОВОЙ — дух лугов, маленький зеленый че¬ловечек в одежде из травы, помогает косить травы во время сенокоса. Считается дитем полевика (по¬левого). Бегает по лугам и ловит птиц в пищу своему родителю. Бывает очень сердитым, когда покос прозевают - гонит траву в буйный рост и так заплетает ее, что не срезать, не разорвать; а то и сушит траву на корню. Если же придут косари на такой покос - косы рвет. ЛЯД (чемор, игрец, черный шут, лихновец, об¬лом) — дьявол. ЛЯДАЩИК — человек, над которым пролетел злой дух, - непременно сходит с ума. МАЛЮТКИ-МАРЫ — поселяются в избах; в их образе представление о грозовых духах слива¬ется с тенями усопших. МАРА (Маруха) — души усопших; тождествен¬ны с кикиморами, т.е. это младенцы, умершие не¬крещенными или проклятые их родителями, и по¬тому попавшие под власть нечистой силы. В России — это старые маленькие существа женского пола, которые сидят на печи, прядут по ночам пряжу и все шепчут да подпрыгивают, а в людей бросают кирпичами. В Пошехонье Мара - красивая, вы¬сокая девушка, одетая во все белое, относят ее к полевым духам. В Олонецкой губернии мара - невидимое существо, живущее в доме помимо до¬мового, с явными признаками кикиморы (прядет по ночам на прялке, которую забыли благосло¬вить, рвет куделю, путает пряжу). У северных ве-ликороссов мара - мрачное привидение, которое днем сидит невидимкой за печью, а по ночам вы¬ходит проказить с веретенами, прялкой и начатой пряжей. МЕЖЕВИК — брат луговика (лугового), такой же маленький, в одежде из травы, но не зеленый, а черный. Бегает по меже, охраняет ее, так же, как и брат, ищет пищу своему родителю-полевику. Наказывает он тех, кто нарушил межу, переходит ее незаконно, устанавливает и поправляет вешки, по¬могает работящим хозяевам в поле. Но если нахо-дит спящего на меже человека, то наваливается на него, шею травой заплетает и душит. МОРА — злой дух болезней и смерти; в Сербии и Черногории признается за демонического духа, который вылетает из ведьмы в виде мотылька (об¬щепринятое представление души), «притискуе и дави» по ночам сонных людей и «дыханье им зауставльа». МОРНАЯ КОРОВА (Коровья или Товаряча Смерть, сибирская язва) — чума рогатого скота; безобразная старуха, у которой руки с граблями; сама редко заходит в села, а большею частию ее завозят невидимою. Показывается она преимущественно осе¬нью и ранней весной, когда скотина начинает стра¬дать от бескормицы и дурной погоды. Коровья Смерть нередко принимает на себя образ черной собаки или коровы и, разгуливая между стадами, заражает скот. В Томской губернии сибирская язва представлялась в виде высокого мохнатого челове¬ка, с копытами на ногах; он живет в горах и выхо¬дит оттуда, заслыша проклятья: «язви те!», «пятнай те!».
<< Назад 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
Вперед >>
Книга представленна исключительно для ознакомления!