СЛАВЯНЕ

Древние поселения славян

Славяне
Второго января Мороз или Зима выгоняет их, вместе с нечистою силою, из ада, и лихорадки ищут себе пристанища по теплым избам и нападают на «виноватых». Поверье это условли¬вается теми простудами и ознобами, которые так обыкновенны в холодную пору зимы. Лихорадки исчисляют свои названия и описывают те муки, которыми каждая из них терзает больного (см. выше: например, костоломка — «аки сильная буря древо ломить, также и она ломает кости и спи¬ну»; желтея или желтуха - эта «желтить чело¬века, аки цвет в поле»). Невея (мертвящая) - всем лихорадкам сестра старейшая. Чтобы изба¬виться от лихорадки можно носить на себе змеи¬ного выползка (змееныша, выползшего из норы), не снимая его ни на ночь, ни в бане. «И они чах-лые и заморенные - Коровья смерть да Веснянка-Подосенница с сорока сестрами пробегают по селу, старухой в белом саване, кличут на голос. Много они натворили бед - съешь их волк - то под тыном прикинется Подтынница, то на дворе пристигнет - Навозница, то соскочет с веретена да заскочит в пряху - Веретенница, то выскочит с болотной кочки - Болотница: им бы портить скотину, вынимать румянец из белого лица, вкладывать стрелы в спину, крю¬чить на руках пальцы, трясьмя трясти тело» (А.М. Ремизов. «Сказки»).
ЛУГОВОЙ — дух лугов, маленький зеленый че¬ловечек в одежде из травы, помогает косить травы во время сенокоса. Считается дитем полевика (по¬левого). Бегает по лугам и ловит птиц в пищу своему родителю. Бывает очень сердитым, когда покос прозевают - гонит траву в буйный рост и так заплетает ее, что не срезать, не разорвать; а то и сушит траву на корню. Если же придут косари на такой покос - косы рвет. ЛЯД (чемор, игрец, черный шут, лихновец, об¬лом) — дьявол. ЛЯДАЩИК — человек, над которым пролетел злой дух, - непременно сходит с ума. МАЛЮТКИ-МАРЫ — поселяются в избах; в их образе представление о грозовых духах слива¬ется с тенями усопших. МАРА (Маруха) — души усопших; тождествен¬ны с кикиморами, т.е. это младенцы, умершие не¬крещенными или проклятые их родителями, и по¬тому попавшие под власть нечистой силы. В России — это старые маленькие существа женского пола, которые сидят на печи, прядут по ночам пряжу и все шепчут да подпрыгивают, а в людей бросают кирпичами. В Пошехонье Мара - красивая, вы¬сокая девушка, одетая во все белое, относят ее к полевым духам. В Олонецкой губернии мара - невидимое существо, живущее в доме помимо до¬мового, с явными признаками кикиморы (прядет по ночам на прялке, которую забыли благосло¬вить, рвет куделю, путает пряжу). У северных ве-ликороссов мара - мрачное привидение, которое днем сидит невидимкой за печью, а по ночам вы¬ходит проказить с веретенами, прялкой и начатой пряжей. МЕЖЕВИК — брат луговика (лугового), такой же маленький, в одежде из травы, но не зеленый, а черный. Бегает по меже, охраняет ее, так же, как и брат, ищет пищу своему родителю-полевику. Наказывает он тех, кто нарушил межу, переходит ее незаконно, устанавливает и поправляет вешки, по¬могает работящим хозяевам в поле. Но если нахо-дит спящего на меже человека, то наваливается на него, шею травой заплетает и душит. МОРА — злой дух болезней и смерти; в Сербии и Черногории признается за демонического духа, который вылетает из ведьмы в виде мотылька (об¬щепринятое представление души), «притискуе и дави» по ночам сонных людей и «дыханье им зауставльа». МОРНАЯ КОРОВА (Коровья или Товаряча Смерть, сибирская язва) — чума рогатого скота; безобразная старуха, у которой руки с граблями; сама редко заходит в села, а большею частию ее завозят невидимою. Показывается она преимущественно осе¬нью и ранней весной, когда скотина начинает стра¬дать от бескормицы и дурной погоды. Коровья Смерть нередко принимает на себя образ черной собаки или коровы и, разгуливая между стадами, заражает скот. В Томской губернии сибирская язва представлялась в виде высокого мохнатого челове¬ка, с копытами на ногах; он живет в горах и выхо¬дит оттуда, заслыша проклятья: «язви те!», «пятнай те!».
Книга представленна исключительно для ознакомления!
Hosted by uCoz