СЛАВЯНЕ

Древние поселения славян

Славяне
Ремизов. «К Морю-Океану»). «Вот въезжает на поляну /Прямо к морю-окияну; /Поперек его лежит /Чудо-юдо рыба-кит...» (П.П. Ершов. «Конек-горбунок»). КНЯЗЬ СЛАВЕН — историческое лицо, сла¬вянский вождь, время правления неизвестно. Древняя летопись донесла до нашего времени такие слова: «В лета 3113 великий князь Словен поставиша град и именоваша его по имени своем Словенск, иже ныне зовется Великий Новгород, от устие великого езера Ильмеря по реце Волхову полтретья поприща». КОНЕК-ГОРБУНОК — персонаж русских ска¬зок, относится к полуконям, по внешнему виду впо¬ловину или намного меньше героических коней бога, невзрачен, иногда даже уродлив (горб, длинные уши и т.д.): «Да еще рожу конька /Ростом только в три вершка, /На спине с двумя горбами /Да с аршинными ушами» (П.П. Ершов. «Конек-горбу¬нок»). В метафорическом смысле это именно полу-конь-получеловек: понимает дела людей (богов и бесов), говорит человеческим языком, различает доб¬ро и зло, активен в утверждении добра (это оста¬лось от берегинь). «Но конька не отдавай /Ни за пояс, ни за шапку, /Ни за черную, слышь, бабку. /На земле и под землей /Он товарищ будет твой» (П.П. Ершов. «Конек-горбунок»). КРАДА — жертвенный алтарь, горящий жерт¬венник, костер. На нем сжигали мертвых, чтобы душа быстрее достигла небес, и прино¬шения. Христианский монах-летописец Нестор называл их «крады и требища идоль-ские». Вероятно, существовало и божество, охранявшее жертвенный алтарь. Рыба под его нога¬ми означает подземное царство; чаша с плодами — обильную земную жизнь; колесо — солярный знак — символизирует вечное обновление жизни на зем¬ле, зиждящейся на прочной нерушимой основе (оси). Этот жертвенник четырехугольный, а возле храма Световида, по описанию очевидцев, было множе¬ство треугольных жертвенников, где одновременно каждый мог принести жертву Творцу — солнцу и небу; Матери-жизни, земле; предкам. КРИВ — в восточнославянской мифологии родо-начальник племени кривичей. Предполагается связь имени с обозначением кривого и левого; левое, кривое и т.п. характеризует земных персонажей, людей, в противоположность небесным богам. КРИВДА — олицетворение всех темных сил, противница Правды. КРОК — мифический герой, от которого чехи вели свой княжеский род. КУДЕЯР — полумифический разбойник, зарыв¬ший во многие места награбленные сокровища. Гово¬рят, что над камнями, прикрывающими эти сокро¬вища, не только вспыхивают огоньки, но два раза в неделю, в полночь, слышен бывает даже жалоб¬ный плач ребенка. Этот Кудеяр до некоторой сте¬пени предвосхищает славу самого Степана Разина. Прообраз этого разбойника родился от реального исторического лица боярского сына Кудеяра Тишенкова, который помог татарам взять Москву в 1571 году, а затем ушел с отрядом в места на границе современных Ростовской и Воронежской областей. КУКЕР — в южнославянской мифологии вопло¬щение плодородия. В весенних карнавальных об¬рядах Кукера изображал мужчина в особой одеж¬де (часто из козьей или овечьей шкуры) с зооморфной рогатой маской и деревянным фалло¬сом. Во время кукерских обрядов изображались грубые физиологические действия, обозначавшие брак Кукера с его женой, которая обычно предста¬валась затем беременной и симулировала роды; совершались ритуальная пахота и посев, также при¬званные обеспечить плодородие. Кукерское действо, кроме главного действующего лица, включало мно¬гочисленные персонажи, среди которых был царь и его помощники. КУРИЛКА — означает лучину, которая живет, пока горит, а погасая — умирает; «жил-был ку¬рилка, да-й помер!». ЛИЛЫ (олеле, олала) — ритуальные костры. Сербские «лилы» явно связаны с магией плодоро¬дия и со скотоводством — во время горения кос¬тра разбрасывали горящую бересту («лилу») и пели: «Лила, гори, жито, роди! /...Весело нам, лиле, горе /да нам краве добре веде!» ЛЮДИ ДИВИЯ — в древнерусских книжных легендах периода распространения христианства - монстры, обитатели далеких сказочных земель, прежде всего Индии (в русских сказаниях Индея – дальняя страна).
Книга представленна исключительно для ознакомления!
Hosted by uCoz