СЛАВЯНЕ

Древние поселения славян

Славяне
Вила родственна свет¬лым духам, и потому ее имя сопровождается постоянным эпитетом «белая». Вилы представляются юными, прекрасными, бледнолицыми девами, в тонких белых одеждах и с длинными распущен-ными косами; в этих косах — их сила и даже самая жизнь; тело у них нежное, прозрачное, лег¬кое, как у птицы, очи блистают подобно молнии, голос — приятный, сладкозвучный. Но беда чело¬веку, который прельстится вилою! Ему опостылит весь мир и жизнь будет не в радость. Наравне с русалками, вилы обитают на горных вершинах, в лесах и воде, и потому различаются на горных, лесных и водяных. Вила роднится с лебедиными девами, которые постоянно купаются в озерах и источниках. О вилах, блуждающих по лесам и ро¬щам, рассказывают, что они имеют козьи ноги и конские копыта. Вилы не всегда ездят на чудесных вилиных конях, они иногда носятся на быстрых оленях, заузданных и погоняемых змеями, т.е. мол¬ниями. «Расскажи, какое ты творенье: /Жен¬щина ль тебя породила /Иль богом проклятая Вила?» (А.С. Пушкин. «Песни западных славян»). ВИЛЬВЫ — (родственны вилам) духи, населя¬ющие облачный мир, носящиеся по воздуху в виде крылатых змеев и посылающие на землю дожде¬вые ливни и плодородие. У каждой страны есть своя вильва-защитница. Охраняя свои земли, вильвы часто сражаются между собой в воздухе, и по ис¬ходу битвы — в подвластных им странах устанав¬ливается хорошая или плохая погода. ВОДЯНЫ (водявы, воденицы, водяники, моря¬ны, водяницы, дунавки, шутихи, шутовки) — во¬дяные жены и девы. Смотря по тому, где они живут, их называют: водяны — обитают в реках, озерах и колодцах; моряны — в море. Они любят селиться обществами и по преимуществу в пустынных мес¬тах — в омутах, котловинах и под речными поро¬гами, устраивая там гнезда из соломы и перьев, собираемых по деревням во время Зеленой недели. По другим поверьям, у них есть подводные хрус¬тальные чертоги, блестящие внутри (подобно вол¬шебным дворцам драконов) серебром, золотом, драгоценными камнями, разноцветными раковина¬ми и кораллами. У чехов водяная панна — высо¬кая, красивая, но бледнолицая. Живет она под во¬дою во дворце из чистого серебра и золота. Характер водян сходен с русалками. «Вылезли на берег водяники, поснимали с себя тину, сели на колоды и поплыли» (А.М. Ремизов. «Сказки»). ВОЛОСЫНИ (Волосожар, Весожары, Висожарм, Стожары, Власожелищи, Власожелы, Бабы) — мифологизированный образ созвездия Плеяд. Волосыни — небесное созвездие — понимается как образ небесного стада, пасомого Солнцем или Месяцем. В Тульской губернии овчары выходили на улицу, становились на руно (шерсть) и пели, призывая звезду осветить «огнем негасимым белояровых овец», умножить их приплод (чтобы овец было больше, чем звезд на небе). Волосыни тол¬куются и как жены Волоса. Образ Волосынь свя¬зан, таким образом, с мифом о Громовержце и его противнике (Волосе). Сияние Волосыни предвещает удачу в охоте на медведя. Поскольку души умерших часто представляются в виде стада, пасу-щегося в загробном мире, образ Волосынь, хотя и косвенно, связан с мотивом смерти. ДЕВЫ НЕГЛАСНЫЕ — вещие служительни¬цы при неугасимом огне Перуна. Они являются со священными атрибутами судебной власти: с доска¬ми правдодатными, на которых начертаны законы, и с мечем-карателем кривды, символом бога-громовника и его разящих молний; они собирают и голоса в народных собраниях; перед ними горит пламя, поведающее правду, и стоит вода очищения, которая смывает всякое неправедное подозре¬ние и очищает невинного от ложных обвинений. ДЕВА-КАН — прекрасная дева, которая явля¬ется по вечерам в села, приманивает детей лаком¬ствами, одевает их облаком и увлекает с собою. ДЕВА-СОЛНЦЕ — взирая на весеннее солнце, выступающее в грозовой обстановке, древние по¬эты рисовали это явление в двух различных карти¬нах: с одной стороны, они говорили о Деве-Солнце, которая в виде белого лебедя купалась в водах облачного моря; с другой — сами облака изобра¬жали лебедиными девами, а солнце их воинствен¬ным атрибутом — блестящим щитом.
Книга представленна исключительно для ознакомления!
Hosted by uCoz