Славяне
ДЕВЫ СУДЬБЫ (суденицы) — воспламеняют таинственный светоч, с которым связана нить жизни новорожденного, и наделяют его своими дарами, т.е. определяют его будущее счастье. Являясь во время родов, девы судьбы принимали ребенка и исполняли обязанности повивальных бабок.
ДЗИВОЖЕНЫ (дикие жены, дивьи жены) — обитательницы лесов, родственные русалкам. По рассказам гуцулов, дикие жены живут в пещерах, на неприступных местах; ночью они собираются толпами, бегают по полям и лесам, хлопают в ла¬доши, и, завидя путника, бросаются на него и на¬чинают щекотать. Гуцулы представляют их высо-кими, худощавыми, с бледными лицами и длинными, растрепанными волосами; вместо пояса они обвязываются травою. Дзивожены боятся цветов, на¬зываемых колокольчиками, т.е. собственно обна¬руживают страх перед Перуновым цветом, распускание которого сопровождается всепотрясающим звоном грома. Они подменивают некреще-ных младенцев и вредят родильницам; чтобы про-тиводействовать их замыслам, под подушку родильницы кладут нож — символ разящей мол¬нии. Если ребенок явится на свет мертвым, в этом виноваты дивьи жены.
КАМЕННЫЕ БАБЫ — облачные девы на юге России; во время бездождья поселяне идут к Ка¬менной Бабе, кладут ей на плечо ломоть хлеба или рассыпают перед нею хлебные зерна, затем кланя¬ются ей в ноги и просят: «Помилуй нас, бао-бабусенько! Будем кланяться еще ниже, только помози нам и сохрани от беды». «— Я баба не простая, я Каменная Баба, — провещалась Баба,— много веков стою я в вольной степи. А прежде у Бога не было солнца на небе, одна была тьма, и все мы в потемках жили. От камня свет добывали, жгли лучинку. Бог и выпустил из-за пазухи солнце. Дались тут все диву, смот¬рят, ума не приложат. А пуще мы, бабы! Повыносили мы решета, давай набирать свет в решета, чтобы внести в ямы. Ямы-то наши земляные без окон стояли. Подымем решето к солнцу, наберем полным-полно света, через край льется, а только что в яму — и нет ничего. А Божье солнце все выше и выше, уж припекать стало... Тут и вышло такое — начали мы пле¬вать на солнце. И превратились вдруг в камни» (А.М. Ремизов. «К Морю-Океану»)
КИКИМОРА (Шишимора) — дворовый дух, который считается злым и вредным для домашней птицы. Обычное место поселения — курятники, те углы хлевов, где садятся на насест куры. В курятниках вешают камни, т.н. «курячьи боги» для того, чтобы кикиморы не давили кур. Занятие ки-кимор прямое — выщипывать перья у кур и наво¬дить на них «вертун» (когда они кружатся, как угорелые, и падают околевшими). Кикиморы треп¬лют и сжигают куделю, оставленную у прялок без крестного благословения. Кикимор представляют безобразными карликами или малютками, у кото¬рых голова — с наперсток, а туловище — тонкое, как соломинка. Они наделены способностью яв-ляться невидимками, быстро бегать и зорко видеть на далекие пространства; бродят без одежды и обу¬ви, никогда не стареются и любят стучать, гре¬меть, свистать и шипеть. В Вологодской губернии за ними числятся и добрые свойства: в летнее вре¬мя сторожат гороховища, умелым и старательным хозяйкам покровительствуют, убаюкивают по но¬чам маленьких ребят, невидимо перемывают крин¬ки и оказывают разные услуги по хозяйству. На¬оборот, ленивых баб они ненавидят и пугают. Имя кикиморы, сделавшееся бранным словом, употребляется в самых разнообразных случаях: так зовут и нелюдимого домоседа, и женщину, которая очень прилежно занимается пряжей. «— Га! — прыс¬нул тонкий голосок,— ха! ищи! а шапка вон на жерди..: Хи-хи!.. хи-хи! А тот как чебурахнулся, споткнувшись на гладком месте!.. Ле¬бедкам-молодухам намяла я бока... Га! ха-ха-ха! Я Бабушке за ужином плюнула во щи, а Деду в бороду пчелу пустила. Аукнула-мяук¬нула под поцелуи, хи!.. — Вся затряслась Ки¬кимора, заколебалась, от хохота за тощие животики схватилась» (А.М. Ремизов. «Сказ¬ки»). «В заколдованных болотах там кикимо¬ры живут,/Защекочут до икоты и на дно уво¬локут» (В.С. Высоцкий. «Песня о нечисти»)
ЛАУМЫ — облачные девы, властительницы гроз, бурь и дождевых ливней.
<< Назад 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
Вперед >>
Книга представленна исключительно для ознакомления!