СЛАВЯНЕ

Древние поселения славян

Славяне
ДЕВЫ СУДЬБЫ (суденицы) — воспламеняют таинственный светоч, с которым связана нить жизни новорожденного, и наделяют его своими дарами, т.е. определяют его будущее счастье. Являясь во время родов, девы судьбы принимали ребенка и исполняли обязанности повивальных бабок. ДЗИВОЖЕНЫ (дикие жены, дивьи жены) — обитательницы лесов, родственные русалкам. По рассказам гуцулов, дикие жены живут в пещерах, на неприступных местах; ночью они собираются толпами, бегают по полям и лесам, хлопают в ла¬доши, и, завидя путника, бросаются на него и на¬чинают щекотать. Гуцулы представляют их высо-кими, худощавыми, с бледными лицами и длинными, растрепанными волосами; вместо пояса они обвязываются травою. Дзивожены боятся цветов, на¬зываемых колокольчиками, т.е. собственно обна¬руживают страх перед Перуновым цветом, распускание которого сопровождается всепотрясающим звоном грома. Они подменивают некреще-ных младенцев и вредят родильницам; чтобы про-тиводействовать их замыслам, под подушку родильницы кладут нож — символ разящей мол¬нии. Если ребенок явится на свет мертвым, в этом виноваты дивьи жены. КАМЕННЫЕ БАБЫ — облачные девы на юге России; во время бездождья поселяне идут к Ка¬менной Бабе, кладут ей на плечо ломоть хлеба или рассыпают перед нею хлебные зерна, затем кланя¬ются ей в ноги и просят: «Помилуй нас, бао-бабусенько! Будем кланяться еще ниже, только помози нам и сохрани от беды». «— Я баба не простая, я Каменная Баба, — провещалась Баба,— много веков стою я в вольной степи. А прежде у Бога не было солнца на небе, одна была тьма, и все мы в потемках жили. От камня свет добывали, жгли лучинку. Бог и выпустил из-за пазухи солнце. Дались тут все диву, смот¬рят, ума не приложат. А пуще мы, бабы! Повыносили мы решета, давай набирать свет в решета, чтобы внести в ямы. Ямы-то наши земляные без окон стояли. Подымем решето к солнцу, наберем полным-полно света, через край льется, а только что в яму — и нет ничего. А Божье солнце все выше и выше, уж припекать стало... Тут и вышло такое — начали мы пле¬вать на солнце. И превратились вдруг в камни» (А.М. Ремизов. «К Морю-Океану») КИКИМОРА (Шишимора) — дворовый дух, который считается злым и вредным для домашней птицы. Обычное место поселения — курятники, те углы хлевов, где садятся на насест куры. В курятниках вешают камни, т.н. «курячьи боги» для того, чтобы кикиморы не давили кур. Занятие ки-кимор прямое — выщипывать перья у кур и наво¬дить на них «вертун» (когда они кружатся, как угорелые, и падают околевшими). Кикиморы треп¬лют и сжигают куделю, оставленную у прялок без крестного благословения. Кикимор представляют безобразными карликами или малютками, у кото¬рых голова — с наперсток, а туловище — тонкое, как соломинка. Они наделены способностью яв-ляться невидимками, быстро бегать и зорко видеть на далекие пространства; бродят без одежды и обу¬ви, никогда не стареются и любят стучать, гре¬меть, свистать и шипеть. В Вологодской губернии за ними числятся и добрые свойства: в летнее вре¬мя сторожат гороховища, умелым и старательным хозяйкам покровительствуют, убаюкивают по но¬чам маленьких ребят, невидимо перемывают крин¬ки и оказывают разные услуги по хозяйству. На¬оборот, ленивых баб они ненавидят и пугают. Имя кикиморы, сделавшееся бранным словом, употребляется в самых разнообразных случаях: так зовут и нелюдимого домоседа, и женщину, которая очень прилежно занимается пряжей. «— Га! — прыс¬нул тонкий голосок,— ха! ищи! а шапка вон на жерди..: Хи-хи!.. хи-хи! А тот как чебурахнулся, споткнувшись на гладком месте!.. Ле¬бедкам-молодухам намяла я бока... Га! ха-ха-ха! Я Бабушке за ужином плюнула во щи, а Деду в бороду пчелу пустила. Аукнула-мяук¬нула под поцелуи, хи!.. — Вся затряслась Ки¬кимора, заколебалась, от хохота за тощие животики схватилась» (А.М. Ремизов. «Сказ¬ки»). «В заколдованных болотах там кикимо¬ры живут,/Защекочут до икоты и на дно уво¬локут» (В.С. Высоцкий. «Песня о нечисти») ЛАУМЫ — облачные девы, властительницы гроз, бурь и дождевых ливней.
Книга представленна исключительно для ознакомления!
Hosted by uCoz