СЛАВЯНЕ

Древние поселения славян

Славяне
Древ¬нерусское предание о происхождении полян (в «Повести временных лет») родственно мифологи¬ческому сюжету, в котором участвуют три брата и сестра: в русской сказке — богатырша Белая ле¬бедь, владелица живой воды и молодильных яб¬лок, за которыми посланы братья; ее имя могло быть преобразовано из первоначального под влия-нием мифологического мотива превращения богатырши в птицу. ЛЮДВИКИ — карлики, обитающие в горных пропастях, питаются яствами, приготовленными из чистой меди, серебра и золота. Мифы ассоциируются с появлением в славянских землях малорослых алчных народов со стороны кавказских год (с Юга). ЛЮДКИ (пикулики) — у лужичан карлики на¬зываются людками, т.е. маленькими людьми; это подземные духи, обитающие в горах, холмах и темных пещерах. Людки — искусные музыкан¬ты, любят танцы и являются на сельские празд¬нества, чем веселят народ и зарабатываю себе на жизнь. У словаков их называют пикулики — мужички ростом с палец, но весьма сильные, по¬селяются на людских дворах — в какой-нибудь норе, приносят своему хозяину золото, деньги, хлеб и даруют его лошадям здоровье и сытость. МАРУХИ — беспокойные домовые карлики, занимающиеся пряжею. МАЛЬЧИК-С-ПАЛЬЧИК (мизинчик, корочун, мужичок-с-кулачок, пальчик, Покатигорошек, мужичок-с-ноготок, сам-с-перст) — мифический об¬раз; нежное и прекрасное существо, по свидетель¬ству русской сказки он нарождается на свет от случайно отрубленного пальца его матери (т.е. под ударом Перунова меча облачная жена теряет свой палец). Если Мизинчик и подвергается разным опасностям ради своей ничтожной величины, то вследствие той же особенности, а также вслед¬ствие своей догадливости и лукавства всегда ловко выпутывается из беды. На Руси ему присваивает¬ся имя корочуна. В одной из сказок его называют Покатигорошек, потому что он рождается от горо-шины, как плод от семени (мать его, увидев горо¬шинку, проглотила ее и сделалась беременной). Длиннобородый карлик в русских сказках называ¬ется мужичок-с-ноготок, борода-с-локоток, или сам-с-перст, борода-на-семь-верст. МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ — мифологизи¬рованный пахарь-богатырь в русских былинах. Другие богатыри не могут победить Микулу Селяниновича, потому что его любит «Мать сыра зем¬ля». Для славянской традиции характерно возве¬личивание крестьянского труда и сословного статуса. В былинах крестьянин Микула Селянинович по¬срамляет князя с его дружиной, которые на конях не могут угнаться за его плугом, не могут выта¬щить оставленный им в земле сошник и т.д. МОРОЗ-ТРЕСКУН (Студенец) — великан, который входит в чугунную, докрасна накаленную баню, в одном углу дунул, в другом плюнул, гладь — уже везде иней да сосульки висят! НЕЗНАЙКО — богатырь русской сказки Незнайко точит кровь из задней ноги своего чудесно¬го коня, окропляет ею опустошенный сад, и где только падали кровяные капли — там вырастают роскошные цветы и деревья: эпизод, по своему значению совершенно тождественный с преданием, будто богатырские кони ударом своих копыт выби¬вают источники живой воды. В другом эпизоде Незнайко, преследуемый злою мачехою, должен удалиться из-под родной кровли и скрыть на время свои золотые кудри, молодость и красоту под быча¬чьими пузырем и шкурою (т.е. солнце заволакива¬ется зимою туманами и облаками), но когда срок испытания окончится, юноша во всем блеске своей красоты вступает в благословенный союз с прекрас-ною царевною-Землею. НОКОТЬ — длиннобородый карлик, существо демоническое; злоба, хищность и жадность — его отличительные черты. Поселяется в болотах — там же, где обитают нечистые. До сих пор суще¬ствует выражение: «Нокоть те дери!». Символизирует малорослые злобные народы, пришедшие в славянские земли, которые были заняты местными племенами. По этой причине жадному злобному народу пришлось селиться на болотах. ОБЪЕДАЛО — великан, который разом пожи¬рает двенадцать быков, хлеб кидает в рот полными возами и все кричит: мало! Символизирует приход многочисленного неземледельческого и ненасытного народа.
Книга представленна исключительно для ознакомления!
Hosted by uCoz