Славяне
Пищу также относили на кладбище и клали на могилки. Деды изображались в виде «болванов» с лучиной. В Белоруссии во время обряда хозяин трижды обносил зажженную лучину вокруг стола, совер¬шая окуривание душ умерших.
ДОМОВОЙ-ДОМОЖИЛ (Доброжил, Добро¬хот, Кормилец, Дедушка, Суседка, Батан, Другая половина, Жировик, Лизун, Постень, Карноухий, Клецник, Шут, Облом, Садолом) — представитель очага, по первоначальному значению есть бог Агни, тождественный Перуну-громовержцу. Как воплощение огня, пылающего на домашнем очаге, домовой чтился как основатель и владыка рода. Это — малорослый старик, весь покрытый теп¬лою, косматою шерстью. По всему лесному северу России за свое охотливое совместное жительство с православным русским людом домовой зовется Суседком и Батаном. В семьях Олонецкого края величают его даже почетным именем Другая поло¬вина. Во всяком случае, он — Доможил, и за обы¬чай житья в тепле и холе — Жировик и Лизун. За то, что он все-таки существо незримое, бесспорная и подлинная «нежить» (ни дух, ни чело¬век), домового называют еще Постень, как при¬зрачное существо, привидение. Иногда зовут его и «карноухим» за то, что будто бы у него не хватает одного уха. В Белоруссии его называют также Клецником — хранителем домовых клетей и кла¬довых. Если домовой разгневан, то он принимает¬ся за те же проделки, как и чужой домовой. По¬этому его называют Шут, Облом и Садолом. На Руси в лице домового чествуется начальный осно¬ватель рода, первый устроитель семейного очага, и потому понятие о нем не дробится на множество однородных духов: в каждом доме есть только один домовой. Деятельность домового ограничивается владениями той семьи, с которой связан он свя¬щенными узами родства и культа; он заботится только о своем доме. На Руси домовой также яв¬ляется покровителем кур, и в честь его 1-го ноября совершается особенное празднество, известное под названием «куриных именин».
ДОМОВОЙ-ДВОРОВОЙ — получил свое имя по месту обычного жительства, а по характеру от¬ношений к домовладельцам он причислен к злым духам, и все рассказы о нем сводятся к мучениям тех домашних животных, которых он не взлюбит. Внешним видом дворовой похож на доможила. Он в дружбе всегда только с козлом и собакой, ос¬тальных животных недолюбливает, а птицы ему не подчиняются. Особенно не терпит белых кошек, белых собак и сивых лошадей - знающий хозяин старается не держать такую живность. Дары ему подносят на железных вилах в ясли.
ДРЕМА — вечерний и ночной дух. Любит де¬тей, а со взрослыми не так нежен. Приходит в сумерки. «Люлю, Дрема пришла, /По-под зыбочку брела, /К Саше в люлючку легла. /Сашу ручкой обняла» (колыбельная песня).
ЖИРОВИК — одно из многочисленных про¬званий домового-доможила. Жировиком называ¬ют его за то, что любит жить в тепле и холе. Еще зовут «лизень» или «лизун» за некоторые жи¬тейские привычки: возится по ночам с посудой, вылизывает ее, любит лизнуть горячие блины да оладьи. Жить предпочитает за печкой или в под¬полье, любит вертеться возле печки. Существо незримое. «Ой, бабушка, иди домой, лизун при¬шел, муку слизал овсяную, оржаную, пшенич¬ную, лапшинную... А язык-от у лизуна как терка...» (Е.Честняков. «Бывальщина»).
ЗЛЫДНИ — злые духи, маленькие существа, которые, поселившись за печкой, остаются неви¬димыми и приносят дому несчастья: как бы ни было велико богатство хозяина, оно быстро сги¬нет и вместо довольства наступит нищета. Суще¬ствует заклятие: «Нехай его злидни побьют!». Своим крохотным ростом и неугомонным харак¬тером они напоминают домовых карликов и тем самым дают свидетельство о древнейшей связи мифических олицетворении судьбы и смерти со стихийными грозовыми духами (другое свидетель¬ство — способность превращений). В народной сказке они играют ту же роль, что и Горе, Лихо и Недоля. У белорусов сохранилась пословица: «Впросилися злыдни на три дни, а в три годы не выживешь!» Злыдни странствуют по свету и располагаются на житье обществами; точно так¬же, по свидетельству народных поговорок, «Беда не приходит одна», «Беды вереницами ходят».
<< Назад 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
Вперед >>
Книга представленна исключительно для ознакомления!