СЛАВЯНЕ

Древние поселения славян

Славяне
Я — Коловертыш, вроде собачьего сына...» (А.М. Ре¬мизов. «Сказки»). КОРГОРУШИ (коловерши) — в восточносла¬вянской мифологии помощники домового; видом похожи на кошек, чаще всего черной масти, отсюда такая нелюбовь и страх при виде черной кошки. Со¬гласно южнорусским поверьям, приносят своему хозяину припасы и деньги из других домов, воруя из-под носа нерадивого соседа-дворового. Из-за этого чаще всего и ссорятся дворовые. Во время этих ссор коргоруши колобродят, бьют посуду, пе¬реворачивают в доме все вверх дном. КРИКСЫ-ВАРАКСЫ — мифическое существо, олицетворение детского крика. Если ребенок кри¬чит, надо нести его в курник и, качая, приговари¬вать: «Криксы-вараксы! идите вы за крутые горы, за темные лесы от младенца такого-то». Крикса — плакса. Варакса — пустомеля. «Криксы-вараксы скакали из-за крутых гор, лезли к попу в огород, оттяпали хвост попову кобелю, зате¬сались в малинник, там подпилили собачий хвост, играли с хвостом» (А.М. Ремизов. «Сказки»). КУРЕНТ — бес. Однажды человек-исполин и Курент поспорили между собой, кому из них об¬ладать белым светом. Долго боролись они, изры¬ли ногами всю землю и сделали ее такою, какова она теперь: где прежде были широкие равнины, там появились высокие горы и глубокие пропас¬ти. Ни тот, ни другой не осилил противника. Тогда Курент взял виноградную лозу и стиснул так креп¬ко, что из нее ударило вино; этим вином он упоил человека в то самое время, когда тот сидел на высокой горе за божьим столом (здесь заложено иносказание, указующее на способ лишения силы белого человека через употребление алкоголя и курение). Вскоре воротил¬ся Бог и увидел человека, дремлющего за столом; разгневался Бог и сбросил его сильною рукою с горы вниз, отчего много лет лежал он разбитый и полумертвый. Когда человек оздоровел, сила его пропала: не мог он ни скакать через море, ни спускаться в глубь земли, ни восходить к небес-ному столу. Так завладел Курент светом и чело¬веком, и люди с той поры сделались слабы и малы (избавление человека от этих пороков вернет ему прежнюю силу и божественные способности). В некоторых областях это — лукавый и веселый бес, который игрой своей на гуслях и дудке исцеляет болезни и заставляет всех плясать без отдыха. КУТНЫЙ БОГ — домовой (кут – угол). ЛЕДАЩИЙ (лядащий) — дух соломы. Как и многие духи славянской мифологии, зимой леда¬щий спит. Просыпается только с приходом весны. В летнее время бодрствует и ждет конца лета, чтобы забраться в свежую кучу соломы и уснуть (является олицетворением зимнего усыпания природы, растительного мира; сонливого и ленивого человека иногда называют его именем). Никто его никогда не видел. Иногда только в жар¬кий полдень зашуршит кто-то в соломе, и послы¬шится чей-то вздох. «Из прошлогодней соломы закурлыкал лядащий — бес соломин, притру¬шенный теплой соломой. И откликнулся луг, загудел, и весь берег защелкал и заохал, и зааукал, застрекотал лес стрекозою» (А.М. Реми¬зов. «К Морю-Океану»). ЛЕСАВКИ — лесные духи, родственники лесо¬вика, старики и старушки. Видом своим они похожи на ежат. Также как и лесовик, любят проказить и играть. Большую часть времени лесавки спят — бодрствуют они очень короткий период времени: с конца лета до середины осени. У олончан в их густых и непочатых лесах живут «лесные старики» или «отцы», которые сманивают в лес детей, но с какой целью держат их там и чем кормят — са¬мые сведующие люди сказать не могут. «Старич¬ки и старушки — Лесавки в прошлогодних листьях сидят, схватятся за руки, скачут по лесу, свистят на весь лес, без головы, без хвоста, ска¬чут, вот как свистят» (А.М. Ремизов. «К Морю-Океану»). ЛЕСНЫЕ ДУХИ — первоначально их пред¬ставляли в следующем виде: косматые существа с козлиными ногами, бородой и рогами, напоминаю¬щие собой сатиров и фавнов античного мира. Если они одеты, то в бараньи тулупы; тулупы эти не подпоясаны и свободно развеваются по ветру, как облачная мантия дикого охотника. Позднее полу-чили имена собственные. ЛЕШИЙ (вольный, ляд, лес, праведный, лешак, лесовик, лесник, лисун, полисун, шатун, ворог, еле, дикинький мужичок, цмок, царек с золотыми рож¬ками, лесовый царек, господарь над лесом) — лес¬ная нечисть, полноправный и неограниченный хо¬зяин леса: все звери и птицы находятся в его ведении и повинуются ему безответно.
Книга представленна исключительно для ознакомления!
Hosted by uCoz