Славяне
Среди них упоми¬наются многоглавые, люди с лицом на груди, со звериными (в частности, псоголовцы) или птичь¬ими головами и ногами, с крыльями, люди, живу¬щие в воде, и т.п. Эти сказания навеяны или искусственно созданы на основе борьбы христианства с язычеством и изображением многоголовых истуканов (высеченных или выстуканных из камня) у староверов. Рассказы о таких людях связа¬ны или с повестями о походах Александра Македонского, или со сказаниями о государстве индейского (далекого) царя и попа Иоанна («Сказание об Индийском царстве», XV век). Люди дивия яв¬лялись образом неверных, «нечистых» народов. Наиболее опасные народы были, по преданию, «заклепаны» Александром Македонским в ска¬лах, и им приписывалась важная роль в грядущих событиях накануне конца света, когда они выйдут на свободу. Наряду с образами, восходящими к переводным источникам, в русской книжной традиции известны оригинальные, относимые к си¬бирским народам.
ЛЯХ (или Лех) — в западнославянской мифологии генеалогический герой, предок поляков (ляхов), брат Чеха и Руса, согласно польской хронике XIV века. Вероятно, имя образовано от слов «пустошь», «новь», «необработанная земля».
МСТИСЛАВ — Мстислав Владимирович, князь Тмутараканский и Черниговский, брат Ярослава Хромого, победитель касожского князя.
НЕВЕГЛАСИ — недовольно просвещенные хри-стианским учением люди. НЕСМЕЯНА-ЦАРЕВНА — персонаж сказ¬ки. Небо, затемненное тучами, называется «хму¬рым» («смотреть хмуро» — смотреть невесело, сердито), согласно с этим тускло светящее, зимнее солнце представляется в сказках Несмеяною-царевною. При восходе своем солнце озаряет небос¬клон розовым светом и, отражаясь в каплях утрен¬ней росы, как бы претворяет розовые краски в блестящие бриллианты и жемчуг, что на языке метафорическом перешло в сказание о красавице, которая улыбаясь — рассыпает розы, а проливая слезы — роняет самоцветные камни. «В царских палатах, в княжьих чертогах, в высоком терему красовалась Несмеяна-царевна. Какое ей было житье, какое приволье, какое роскошье! Всего много, все есть, чего душа хочет; а никогда они не улыбалась, никогда не смеялась, словно сердце ее ничему не радовалось» (А.Н. Афанасьев. «На¬родные русские сказки»). НЕТОПЫРЬ — летучая мышь, которая обыкновенно прячется днем и показывается уже после заката солнца. ОГНЕННАЯ СОРОЧКА — волшебная сороч¬ка, наделяющая того, кто ее носит, необычайною богатырскою силою. Приобретается она сказоч¬ным героем от змея или птиц, этих мифических представителей бурь и грозы, и только облекаясь в нее, он в состоянии бывает владеть мечем-кладенцом. сказание о ней восходит к древнейшим славянским обрядам очищения огнем. ОДНОГЛАЗКА — сказочный персонаж в рус¬ском фольклоре, противопоставляемый Двуглазке (которой не хватает обычно двух глаз для решения чудесной задачи) и Трехглазке (у которой третий глаз все видит, когда два других спят; архаический мотив преимущества числа три, известный в индо¬европейской мифологии). Одноглазка — один из вариантов мифологического образа Лиха, изобра-жаемого у восточных славян в виде одноглазой женщины, встреча с которой приводит к потере парных частей тела. ОДОЛЕНЬ-ТРАВА — названа так потому, что одолевает всякую нечистую силу; этим словом в некоторых местностях называют белую и желтую кувшинку. Кто найдет одолень-траву, тот «вельми себе талант обрящет на земли»; отвар ее помо¬гает от зубной боли и отравы (растительного яда), и сверх того признается за любовный напиток. «А во тьме белые томновали по лугу девки-пустоволоски да бабы-самокрутки, поливали одолень-траву» (А.М. Ре¬мизов. «Сказки»). ОКРУТНИКИ — люди, наряженные по свя¬точному, одетые в мохнатые шкуры или выворо¬ченные тулупы. ОЛЕГ — первый исторически достоверный ки¬евский князь. С 879 г. правил в Новгороде, с 882 г. — в Киеве. С именем Олега связан удач¬ный поход в Византию 907 г. и выгодный дого¬вор с греками 911 г. Вскоре после подписания договора Олег умер по одной версии в Киеве, по другой — на Севере, по третьей, привлекавшей впоследствии внимание писателей, — за морем от укуса змеи.
МСТИСЛАВ — Мстислав Владимирович, князь Тмутараканский и Черниговский, брат Ярослава Хромого, победитель касожского князя.
НЕВЕГЛАСИ — недовольно просвещенные хри-стианским учением люди. НЕСМЕЯНА-ЦАРЕВНА — персонаж сказ¬ки. Небо, затемненное тучами, называется «хму¬рым» («смотреть хмуро» — смотреть невесело, сердито), согласно с этим тускло светящее, зимнее солнце представляется в сказках Несмеяною-царевною. При восходе своем солнце озаряет небос¬клон розовым светом и, отражаясь в каплях утрен¬ней росы, как бы претворяет розовые краски в блестящие бриллианты и жемчуг, что на языке метафорическом перешло в сказание о красавице, которая улыбаясь — рассыпает розы, а проливая слезы — роняет самоцветные камни. «В царских палатах, в княжьих чертогах, в высоком терему красовалась Несмеяна-царевна. Какое ей было житье, какое приволье, какое роскошье! Всего много, все есть, чего душа хочет; а никогда они не улыбалась, никогда не смеялась, словно сердце ее ничему не радовалось» (А.Н. Афанасьев. «На¬родные русские сказки»). НЕТОПЫРЬ — летучая мышь, которая обыкновенно прячется днем и показывается уже после заката солнца. ОГНЕННАЯ СОРОЧКА — волшебная сороч¬ка, наделяющая того, кто ее носит, необычайною богатырскою силою. Приобретается она сказоч¬ным героем от змея или птиц, этих мифических представителей бурь и грозы, и только облекаясь в нее, он в состоянии бывает владеть мечем-кладенцом. сказание о ней восходит к древнейшим славянским обрядам очищения огнем. ОДНОГЛАЗКА — сказочный персонаж в рус¬ском фольклоре, противопоставляемый Двуглазке (которой не хватает обычно двух глаз для решения чудесной задачи) и Трехглазке (у которой третий глаз все видит, когда два других спят; архаический мотив преимущества числа три, известный в индо¬европейской мифологии). Одноглазка — один из вариантов мифологического образа Лиха, изобра-жаемого у восточных славян в виде одноглазой женщины, встреча с которой приводит к потере парных частей тела. ОДОЛЕНЬ-ТРАВА — названа так потому, что одолевает всякую нечистую силу; этим словом в некоторых местностях называют белую и желтую кувшинку. Кто найдет одолень-траву, тот «вельми себе талант обрящет на земли»; отвар ее помо¬гает от зубной боли и отравы (растительного яда), и сверх того признается за любовный напиток. «А во тьме белые томновали по лугу девки-пустоволоски да бабы-самокрутки, поливали одолень-траву» (А.М. Ре¬мизов. «Сказки»). ОКРУТНИКИ — люди, наряженные по свя¬точному, одетые в мохнатые шкуры или выворо¬ченные тулупы. ОЛЕГ — первый исторически достоверный ки¬евский князь. С 879 г. правил в Новгороде, с 882 г. — в Киеве. С именем Олега связан удач¬ный поход в Византию 907 г. и выгодный дого¬вор с греками 911 г. Вскоре после подписания договора Олег умер по одной версии в Киеве, по другой — на Севере, по третьей, привлекавшей впоследствии внимание писателей, — за морем от укуса змеи.
<< Назад 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
Вперед >>
Книга представленна исключительно для ознакомления!