СЛАВЯНЕ

Древние поселения славян

Книга \"Славяне\"
Обо¬жание солнца славянами засвидетельствовано мно¬гими преданиями и памятниками. «Слово о полку Игореве» говорит о славянах, как о внуках солнца-Дажьбога. Как светило вечно-чистое, ослепи¬тельное в своем сиянии, пробуждающее земную жизнь, солнце почиталось божеством благим, ми¬лосердым; имя его сделалось синонимом счастья. Солнце — творец урожаев, податель пищи, и по¬тому покровитель всех бедных и сирых. Вместе с тем солнце является и карателем всякого зла, т.е. по первоначальному воззрению — карателем не¬чистой силы мрака и холода, а потом и нравствен¬ного зла — неправды и нечестия. Поэтическое заклятие, обращенное Ярославною к солнцу, ды¬шит этой древнею верою в карающее могущество дневного светила: «Светлое и тресветлое Солн¬це! всем тепло и красно еси; чему, господине, простое, горячюю свою лучю на ладе вой, в поле безводне жаждою им лучи (луки) спряже, тугою им тули затче?» У словаков есть такое преда¬ние: когда Солнце готово выйти из своих чертогов, чтобы совершить дневную прогулку по белому све¬ту, то нечистая сила собирается и выжидает его появления, надеясь захватить божество дня и умертвить его. Но при одном приближении Солнца она разбегается, чувствуя свое бессилие. Каждый день повторяется борьба и каждый раз побеждает Сол¬нце. По общему германскому и славянскому поверью собирать лечебные травы, черпать целебную воду и произносить заклятия против чар и болез¬ней лучше всего на восходе ясного солнца, на ран¬ней утренней заре, ибо с первыми солнечными лу¬чами уничтожается влияние злых духов и рушится всякое колдовство; известно, что крик петуха, пред-возвещающий утро, так страшен нечистой силе, что она тотчас же исчезает, как только его заслышит.
ДАНА — богиня воды. Почиталась как светлая и добрая богиня, дающая жизнь всему живому. По древне-поэтическому представлению бог-громовник кипятит в грозовом пламени дождевую воду, купа¬ет в ее ливнях небо и землю, и тем самым дарует земле силу плодородия. Особые почести этой боги¬не воздавались во время Купальских праздников.
ДЕД-ВСЕВЕД (Дедо-Господь) — солнце, бо¬жество весенних гроз. У западных славян было в обычае при начале весны носить Дедка и петь в честь его обрядовые песни; о нем рассказывали, что дедко всю зиму сидит в заключении в хлебных амбарах и поедает сделанные запасы, т.е. в зимний период времени он лишается своей производитель¬ной силы, успокаивается от своих обычных трудов и питает род людской старым хлебом. У болгар существует поверье, что Дедо-Господь ходил не¬когда по земле в образе старца и поучал людей пахать и возделывать поля.
ДЕННИЦА (утренница, зарница) — образ по¬луденной зари (или звезды), мать, дочь или сестра солнца, возлюбленная месяца, к которому ее рев¬нует солнце. Денница предвещает восход солнца, ведет солнце на небо и тает в его ярких лучах.
Ночью Денница светит ярче всех, помогает меся¬цу. «…А от косарей по Становищу души усоп¬ших — из звезд светлее светлых, охраняя пути солнца, повели Денницу к. восходу» (А.М. Реми¬зов. «К Морю-Океану»).
ДИВ — небо, отец богов и людей, правитель Все-ленной и создатель молний (тождествен Святовиту и Сварогу). Старинные русские памятники го¬ворят о поклонении богу Диву, и если в этом свидетельстве вероятнее видеть указание на свет¬лое небесное божество, то все-таки не может быть сомнения, что уже в отдаленной древности со сло¬вом «дивы» связывалось понятие о драконах и ве¬ликанах туч. «Слово о полку Игореве» упоминает о диве, восседающем на дереве, подобно Соловью-разбойнику и мифическим змеям. Со словом «диво» однозначительно чудо, встречаемое в старинных рукописях в значении исполина, гиганта; Морское чудо (Морской Царь), владыка дожденосных туч, точно также как Лесное чудо — леший, обитатель облачных лесов.
ДИВИЯ (Дива) — богиня природы, мать всего живого. Имя богини Дивии находится в перевод¬ной «Беседе Григория Богослова об испытании града (градом)» в той ее части, которая признается встав¬кой русского книжника XI века.
Hosted by uCoz