СЛАВЯНЕ

Древние поселения славян

Книга \"Славяне\"
В них о Китоврасе рассказывает¬ся, что он был родным братом Соломона. По¬имка Китовраса связывается с предательством его неверной жены, которую он носил в ухе» (А.В. Чернецов).
КИТ-РЫБА — прародитель всех рыб, всем ры¬бам мать. Он держит на себе Землю. Когда же повернется, тогда Мать-Земля всколыхнется. Счи¬тали, что если Кит-рыба уплывет, то конец белому свету настанет. Многие древние народы верили, что Земля лежит на спинах китов (кита) или сло¬нов. Существовало такое поверье и у древних сла¬вян. «И куда-то нырнул Кит-рыба. Кит-рыба — мать рыбам — покинул землю. А когда-то любил свою землю: когда строили землю, лег Кит в ее основу и с тех пор держит все на своих плечах» (А.М. Ремизов. «К Морю-Океану»). «Вот въезжает на поляну /Прямо к морю-окияну; /Поперек его лежит /Чудо-юдо рыба-кит...» (П.П. Ершов. «Конек-горбунок»).
КНЯЗЬ СЛАВЕН — историческое лицо, сла¬вянский вождь, время правления неизвестно. Древняя летопись донесла до нашего времени такие слова: «В лета 3113 великий князь Словен поставиша град и именоваша его по имени своем Словенск, иже ныне зовется Великий Новгород, от устие великого езера Ильмеря по реце Волхову полтретья поприща».
КОНЕК-ГОРБУНОК — персонаж русских ска¬зок, относится к полуконям, по внешнему виду впо¬ловину или намного меньше героических коней бога, невзрачен, иногда даже уродлив (горб, длинные уши и т.д.): «Да еще рожу конька /Ростом только в три вершка, /На спине с двумя горбами /Да с аршинными ушами» (П.П. Ершов. «Конек-горбу¬нок»). В метафорическом смысле это именно полу-конь-получеловек: понимает дела людей (богов и бесов), говорит человеческим языком, различает доб¬ро и зло, активен в утверждении добра (это оста¬лось от берегинь). «Но конька не отдавай /Ни за пояс, ни за шапку, /Ни за черную, слышь, бабку. /На земле и под землей /Он товарищ будет твой» (П.П. Ершов. «Конек-горбунок»).
КРАДА — жертвенный алтарь, горящий жерт¬венник, костер. На нем сжигали мертвых, чтобы душа быстрее достигла небес, и прино¬шения. Христианский монах-летописец Нестор называл их «крады и требища идоль-ские». Вероятно, существовало и божество, охранявшее жертвенный алтарь. Рыба под его нога¬ми означает подземное царство; чаша с плодами — обильную земную жизнь; колесо — солярный знак — символизирует вечное обновление жизни на зем¬ле, зиждящейся на прочной нерушимой основе (оси). Этот жертвенник четырехугольный, а возле храма Световида, по описанию очевидцев, было множе¬ство треугольных жертвенников, где одновременно каждый мог принести жертву Творцу — солнцу и небу; Матери-жизни, земле; предкам.
КРИВ — в восточнославянской мифологии родо-начальник племени кривичей. Предполагается связь имени с обозначением кривого и левого; левое, кривое и т.п. характеризует земных персонажей, людей, в противоположность небесным богам.
КРИВДА — олицетворение всех темных сил, противница Правды.
КРОК — мифический герой, от которого чехи вели свой княжеский род.
КУДЕЯР — полумифический разбойник, зарыв¬ший во многие места награбленные сокровища. Гово¬рят, что над камнями, прикрывающими эти сокро¬вища, не только вспыхивают огоньки, но два раза в неделю, в полночь, слышен бывает даже жалоб¬ный плач ребенка. Этот Кудеяр до некоторой сте¬пени предвосхищает славу самого Степана Разина. Прообраз этого разбойника родился от реального исторического лица боярского сына Кудеяра Тишенкова, который помог татарам взять Москву в 1571 году, а затем ушел с отрядом в места на границе современных Ростовской и Воронежской областей.
КУКЕР — в южнославянской мифологии вопло¬щение плодородия. В весенних карнавальных об¬рядах Кукера изображал мужчина в особой одеж¬де (часто из козьей или овечьей шкуры) с зооморфной рогатой маской и деревянным фалло¬сом. Во время кукерских обрядов изображались грубые физиологические действия, обозначавшие брак Кукера с его женой, которая обычно предста¬валась затем беременной и симулировала роды; совершались ритуальная пахота и посев, также при¬званные обеспечить плодородие.
Hosted by uCoz