СЛАВЯНЕ

Древние поселения славян

Книга \"Славяне\"
Ржаницы устраивают прожины — дорожки во ржи в небольшой вершок ши¬риной, по которым все колосья срезаны.
САРАЙНИК — дворовый дух, местом житель¬ства которого является сарай. Точно также, как и другие дворовые духи: Овинник, Клетник, Огуменник, Хлевник, Сарайник то мироволит, то, без всяких видимых поводов, начинает проказить, ду¬рачить, причиняя постоянные беспокойства, явные убытки в хозяйстве. В таких случаях применяют решительные меры и, вместо ласки и угождении, вступают с ним в открытую борьбу.
САТАНАИЛ (сатана) — в славянских сказани¬ях злой дух. Имя Сатанаил восходит к христианс¬кому сатане, однако функция Сатанаила связана с архаическими дуалистическими мифологиями. В дуалистической космогонии Сатанаил — противник бога-демиурга. В средневековом южнославян¬ском и русском «Сказании о Тивериадском море» Тивериадское озеро в Палестине представлено как первичный безбрежный океан. Бог опускается по воздуху на море и видит Сатанаила, плавающего в облике го¬голя. Сатанаил называет себя богом, но признает, истинного Бога «Господом над всеми господами». Бог велит Сатанаилу нырнуть на дно, вынести песку и кремень. Песок Бог рассыпал по морю, создав землю, кремень же разломил, правую часть оста¬вил у себя, левую отдав Сатанаилу. Ударяя посо¬хом о кремень, Бог создал ангелов и архангелов, Сатанаил же создал свое бесовское воинство. «...Волхвы поведали о том, как бог мылся в бане, вспотел и отерся ветошкой, которую сбросил с небес на землю. Сатана стал спорить с Богом, кому из нее сотворить человека (сам он сотво¬рил тело, Бог вложил душу). С тех пор тело остается в земле, душа после смерти отправля¬ется к Богу» («Повесть временных лет»).
СМЕРТЬ — мифическое существо; русские па¬мятники (старинные рукописи, стенная живопись и лубочные картины) изображают Смерть или страшилищем, соединяющим в себе подобия че¬ловеческое и звериное, или сухим, костлявым человеческим скелетом с оскаленными зубами и про¬валившимся носом, потому народ и называет ее курносою. Смерть признавалась нечистою, злою силою, оттого и в языке, и в поверьях она сбли¬жается с понятием мрака (ночи) и холода (зимы). «...Вдруг повстречалась с ним старуха, такая худая да страшная, несет полную котомочку ножей, да пил, да разных топориков, а косой подпирается... Смерть (это была она) и гово¬рит: «Я послана господом взять у тебя душу!» (сб. Е.В. Барсова. «Солдат и Смерть»).
СПЕХИ И СПОРЫНЬИ — духи, споспешествуюшие человеческим делам.
СПРЫЙЯ (Прытка) — дух прыткости, сноров¬ки, который рождается вместе с человеком и уми¬рает вместе с ним, или же переходит к другому. Каков дух у того или иного человека — так он и в жизни успевает. Этот дух помогает, выручает. Если же спрыйя переходит к другому человеку — это видно, говорят «к нему пришла вторая молодость».
СТРАХ (Рах) — мифологический персонаж, упо-минаемый в русских заговорах, воплощение ог¬ненного ветра — суховея. Ветры издревле олицет¬ворялись как существа самобытные. На лубочных картинах ветр и «дух бурен » изображаются в виде окрыленных человеческих голов, дующих из обла¬ков. По народному поверью, зимние вьюги быва¬ют от того, что нечистые духи; бегая по полям, дуют в кулак.
СТРАШИЛО (Страшник) — домовые духи, производящие по ночам возню и стук, они показы¬ваются то легкими, воздушными привидениями, то принимают вид различных животных.
СУСЕДКО — По всему лесному северу России за свое охотливое совместное жительство с ПравоСлавным русским людом домовой зовется Суседком и Батаном. « — А соседушкой — ... кикиморин муж — такой старой... Оброс весь... маленький, ровно кужель отрепей... и в избе они живут, на дворе у скотины... везде ходят... К лошадям... Ежели которых лошадей любит — сена подкладывает... да расчесывает, гладит... И сосвдушко видела ночью... никого не было в избе... Тихо так. И слышу, на голбце коло печи ровно шаргошит что-то. А сама на полатях лежала... Как повер¬нула голову-ту... а с брусу ровно кошак серый на пол-то легко скок...» (Е.Честняков.
Hosted by uCoz