СЛАВЯНЕ

Древние поселения славян

Книга \"Славяне\"
«...Королевна видит беду неминучую, вы¬сылает Зиланта Змеулановича. Загремел Зилант, выходя из железного гнезда, а висело оно на двенадцати дубах, на двенадцати цепях. Несется Зилант как стрела на орла...» («Сказка о богатыре Голе Воянском». Русская сказка в пересказе Б.Бронницина).
КАГАН — вещая птица, приносящая счастье. В народных песнях весьма обыкновении обраще¬ния к ветрам, которые древний человек признавал существами божественными. Так как ветры оли¬цетворялись в образе птиц, то подобные обраще¬ния стали воссылаться и к ним. Изображения птицы Каган не сохранилось. По поверьям, ви-девший ее, должен об этом молчать, или счастья ему не видать. «...Надо было поддержать себя, доказать, что он действительно птица, и показать, какая именно птица. С невыразимым презрением скосил он глаза на своего противни¬ка, стараясь, для большей обиды, посмотреть на него как-то через плечо, сверху вниз, как будто он разглядывал его как букашку, и мед¬ленно и внятно произнес: «Каган!» То есть, что он птица каган» (Ф.М. Достоевский. «За¬писки из мертвого дома»).
КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ — как существо демоническое змей в народных русских преданиях выступает под этим именем. Значение того и другого совершенно тождественно: Кощей игра¬ет ту же роль скупого хранителя сокровищ и опасного похитителя красавиц, что и змей; оба они равно враждебны сказочным героям и сво-бодно заменяют друг друга, так что в одной и той же сказке в одном варианте действующим лицом выводится змей, а в другом — Кощей. Слово «кошь» связано также со словом «кошт» (кость). Многие герои сказок превращаются на какое-то время в камень, дерево, лед и другие состояния — окостеневают. Старинное русское «кощуны творить» означает совершать действия, приличные колдунам и дьяволу (кощенствовать). Как-то связаны с этим понятием «вязень» — «узень». Узник (связанный) — враг, попавший в плен. Именно в таком значении слово «кощей» употребляется в «Слове о полку Игореве» и во многих русских сказках. Преданиям о смерти, постигающей Ко¬щея, по-видимому, противоречит постоянно при¬даваемый ему эпитет «Бессмертного»; но именно это и свидетельствует за его стихийный харак¬тер. Растопленные весенними лучами солнца, разбитые стрелами Перуна тучи вновь собира¬ются из восходящих на небо паров, и поражен¬ный на смерть демон мрака как бы опять воз¬рождается и вызывает на битву своего победителя; также и демон зимних туманов, стужи и вьюг, погибающий при начале весны, снова оживает с окончанием летней половины года и овладевает миром. Вот почему Кощей причислялся к суще¬ствам бессмертным.
ЛАМЬЯ (ламя) — баснословная змея, у южных славян чудовище с телом змеи и собачьей головой; она темной тучей опускается на поля и сады, по¬жирает плоды земледельческого труда. Ассоции¬ровалась также с ночным кошмаром — Марой. Образ восходит к греческой Ламии, чудовищу, дочери Посейдона.
ЛЕСНЬ-ПТИЦА — мифическая птица, живет в лесу, там и гнездо вьет, а если уж начинает петь, так поет без просыпу. В заговоре от зубной боли «от зуб денной» говорится: «Леснь-птица умолкает, умолкни у раба твоего зубы ночные, полуночные, денные, полуденные...» Леснь-птица — птица лесная, как леснь-добыча — лесная добыча. «...Там в синем лесе... там на гиблом болоте в красном ивняке Леснь-птица гнездо вьет» (А.М. Ремизов. «Сказки»).
МАГУР — птица Индры. Упоминается в Велесовой книге.
МАТЕРЬ СВА — священная птица, покрови¬тельница Руси, совмещает образы многих фольк¬лорных птиц, прежде всего — птицы Гамаюн.
МЕЧ-КЛАДЕНЕЦ (самосек) — в русском фольклоре и книжной средневековой традиции чу¬десное оружие, обеспечивающее победу над врага¬ми. В сказании о Вавилоне-граде меч-кладенец носит название «Аспид-змей» и наделен чертами оборотня (превращается в змея). Распространен мотив поиска меча, скрытого в земле, замурованного в стене и т.п., связанный с представлением о кладе (кладенец) или погребении (меч под головой убитого богатыря).
МОГОЛ — могучая птица.
НОГ (ногуй, иног, натай, ногай) — древнерусское название грифона (в старинных рукописях словом «ног» переводится «гриф»).
Hosted by uCoz