СЛАВЯНЕ

Древние поселения славян

Книга \"Славяне\"
«Бывальщина»).
ХАПУН (хлоптун, хватун, похититель) — неве¬домое и невидимое существо, персонаж мифологии западных славян. Если пропадает где-нибудь чело¬век — то это дело невидимого похитителя. Куда тот его уносит, и что с ним делает — это никому не известно. Предполагается, что может он яв¬ляться в виде бродяги, нищего, солдата; «Лейка, не нашед своего мужа в шинке, и не докликав¬шись его по двору, всплеснула руками, взвыла и закричала, что унес его Хапун, явившийся в виде солдата» (О.М. Сомов. «Сказки о кладах»).
ХЛЕВНИК — дворовый дух, живущий в хлеву. Называется так по месту обитания. В хлеву он хозяйствует и проказит. Является также помощни¬ком домового, как и другие дворовые духи: Сарайник, Банник, Овинник.
ХОВАЛА (ховало) — дух с двенадцатью глаза¬ми, которые, когда он идет по деревне, освещают ее подобно зареву пожара. Олицетворение многоочитой молнии, которой дано имя Ховалы (от «ховать» — прятать, хоронить), потому что она пря¬чется в темной туче; припомним, что тождественный этому духу Вий носит на своих всё пожигающих очах повязку. Ховала любит жить там, где зарыт клад с сокровищами. «Поднялся Ховала из теп¬лой риги, поднял тяжелые веки и, ныряя в тя¬желых склоненных колосьях, засветил свои две¬надцать каменных глаз, и полыхал. И полыхал Ховала, раскаляя душное небо. Казалось, там — пожар, там разломится небо на части и покончится белый свет» (А.М. Ремизов. «К Морю-Океану»).
ХУДОЙ — злой бес; худо - беда.
ЧЕРТ (хитник, мерек, стрел, ляд, шатун, костодер, кожедер. Хромой, Антипа беспятая) — злой дух, нежить, чья цель пребывания на земле — смущать человеческий род соблазном и завлекать лукавством; причем люди искушаются по прямому предписанию самого князя тьмы или сатаны. Изоб¬ражаются черными, мохнатыми и в шерсти, с дву¬мя рогами на макушке головы и длинным хвостом. Некоторые уверяют, что черти — востроголовые, как птицы сычи, а многие уверены, что эти духи непременно хромые. Они сломали себе ноги еще до сотворения человека, во время сокрушительного падения всего сонма бесов с неба. Самое любимое занятие у чертей — это игра в карты и кости. Черти либо проказят, прибегая к различным шут¬кам, которые у них, сообразно их природе, бывают всегда злы, либо наносят прямое зло в различных формах и, между прочим, в виде болезней. Для облегчения своей деятельности они одарены спо¬собностью превращений. Чаще всего принимают образ черной кошки, черной собаки. Остальные превращения идут в последовательном порядке: сви¬нья, лошадь, змея, волк, заяц, белка, мышь, ля¬гушка, рыба (предпочтительно щука), сорока. Не дерзают однако превращаться в корову, петуха, голубя и осла. В областных наречиях черт называ¬ется хитником, о нем рассказывают, что он ворует все, что кладут без благословения. Есть много рас¬сказов, в которых хранение золота приписывается чертям, потому Иисус назвал иудеев сыновьями дьявола за их непомерную любовь к золоту. В народных сказках черт нередко является искусным кузнецом, с чем гармонируют и его чер¬ный вид, и его пребывание в покрытых сажею и горящих адским пламенем пещерах\".
ЧЕРТОВКИ — бесы женского пола, по харак¬теру совпадают с облачными, водяными и лесными женами и девами.
ЧЕРТОВ КОНЬ — сом, на котором обыкно¬венно ездит водяник; в некоторых местностях рыбу эту не советуют употреблять в пищу. Пойманного сома не следует бранить, чтобы не услыхал водя¬ной и не вздумал отомстить за него.
ШЕРСТНАТЫЙ — ночной демон. Можно пред-положить, что шерстнатым называют домового. В народе верят, что домовой весь оброс густой шер¬стью и мягким пушком; даже ладони и подошвы у него в волосах, только лицо около глаз и носа — голое. Ладонью шерстнатый гладит по ночам сон¬ных, и те чувствуют, как шерстит его рука. Если он гладит мягкою и теплою рукою — это предве-щает счастье, а если холодною и щетинистою — быть худу.
ШИШ — домовой, бес, нечистая сила, живущая обычно в овинах. Многим знакомо выражение: «Шиш – тебе!», соответствующее недоброму пожеланию.
Hosted by uCoz