Книга \"Славяне\"
Вероятно, что с уподоблением солнца белому горючему камню уже в древности сливалось представление грозо¬вого облака скалою или камнем, эпитет «бел-го¬рюч» мог указывать, с одной стороны, на заклю¬ченное внутри этого камня грозовое пламя, а с другой — на белоснежные и розовые цвета, ка¬кими окрашивают облака яркие лучи весеннего солнца. Стих о Голубиной книге в одном из мно¬гих своих вариантов говорит: среди моря синего лежит латырь-камень; «Идут по морю много ко¬рабельщиков. /У того камня останавливают¬ся; /Они берут много с него снадобья, /Посы¬лают по всему свету белому».
АМАЗОНЫ — фантастические персонажи. Изображения этих персонажей встречались в рус¬ских лубочных картинках. В мифах этот образ не получил развития. Можно предположить, что к амазонам славяне относили народы, живущие в Далеких сказочных странах, прежде всего в Ин¬дии. Рассказы о таких людях связаны с повестями об Александре Македонском или со сказаниями об Индийском царстве. «...Тепло у старой, уютно. Стены в картинках; картинки шелками да бисерами шиты: тут и цветочки, и лютые звери, и монастыри, и китайцы, амазоны на конях и так амазоны, лебеди, замки и опять китайцы» (А.М. Ремизов. «Чертик»).
АРКОНА — северный мыс острова Рюгена. Название древнее славянское от слова «ар» - земля, поверхность земли и «кон» - место сбора славян для принятия решений, как и само обязательное правило поведения. Отсюда, «искони», «испокон», «жить по кону» - правила поведения в пределах рода-племени; «закон» - правила поведения в других землях «за коном». В Арконе находился один из последних известных языческих пантеонов бо¬гов славян. В 1168 г. его сжег датский король Вольдемар I вместе с епископом Абсалоном.
БАДНЯК — мифологический персонаж, вопло¬щаемый «рождественским поленом», пнем или веткой, сжигаемой в сочельник. У сербов канун Рождества называется «бадний день» (от слова «бадняк»). В этот день пекут праздничный пре¬сный хлеб, с золотой или серебряной монетою внут¬ри, называемый боговица (у сербов — чесница). Иногда Бадняка называют старым богом, в проти¬воположность Божичу, соотносимому с молодос¬тью, новым годом. Бадняк связан с образом змея у корней дерева. Сожжение его в конце старого года эквивалентно, таким образом, поражению огнем змея, воплощения нижнего мира, вредоносного на¬чала и знаменует начало нового сезонного цикла, гарантирует плодородие и т.п. Ритуал выбивания искр из горящего Бадняка сопровождается поже¬ланием умножения скота по числу искр: «Сколько искр, столько бы коров, коней, коз. овец, свиней, ульев, счастья и удачи!» Возжжение Бадняка из¬вестно и в Черногории и у болгар, и везде оно сопровождается семейным пиршеством.
БАЛДА — мифологизированный персонаж рус¬ских волшебных сказок о батраке и черте. При развитии основной мысли таких сказок, фантазия допускает два главных видоизменения: в одном разряде вариантов герой сказки не отличается осо¬бенною крепостью мышц, и если берет верх над чертом, то единственно хитростью; в других же вариантах он наделен сверхъестественной силой. Русское предание дает этому герою имя Балда, что прямо свидетельствует за его близкое родство с Перуном и Тором. Слово «балда» — разить, уда¬рять, рубить; от того же корня происходят «болт» и «булава». Понятна поэтому та великая бога¬тырская мощь, какою наделен Балда в сказках: он может давать такие щелчки, что от них падают мертвыми бык и медведь.
БЕЛОВОДЬЕ — другое имя Ирия-рая. Ирий получил это имя из-за молочной реки, текущей по небесному Ирию из вымени небесной Коровы Земун.
БЕРЕЗАНЬ — райская местность, одна из Рипейских гор, также — название острова, подобно¬го острову Буяну, либо — Атлантиде. На острове (горе) Березани растет солнечная береза «вниз ветвями и вверх кореньями».
БЛАЖЕННЫЕ ОСТРОВА МАКАРИЙСКИЕ — круглая равнина земли, омываемая со всех сторон рекою-океаном; на восточной стороне означен-лежит «остров Макарийский, первый под самым востоком солнца, близ блаженного рая; потому его тако нарицают, что залетают в сии остров птицы райские Гомаюн и Финикс и благоухание износят чудное...
АМАЗОНЫ — фантастические персонажи. Изображения этих персонажей встречались в рус¬ских лубочных картинках. В мифах этот образ не получил развития. Можно предположить, что к амазонам славяне относили народы, живущие в Далеких сказочных странах, прежде всего в Ин¬дии. Рассказы о таких людях связаны с повестями об Александре Македонском или со сказаниями об Индийском царстве. «...Тепло у старой, уютно. Стены в картинках; картинки шелками да бисерами шиты: тут и цветочки, и лютые звери, и монастыри, и китайцы, амазоны на конях и так амазоны, лебеди, замки и опять китайцы» (А.М. Ремизов. «Чертик»).
АРКОНА — северный мыс острова Рюгена. Название древнее славянское от слова «ар» - земля, поверхность земли и «кон» - место сбора славян для принятия решений, как и само обязательное правило поведения. Отсюда, «искони», «испокон», «жить по кону» - правила поведения в пределах рода-племени; «закон» - правила поведения в других землях «за коном». В Арконе находился один из последних известных языческих пантеонов бо¬гов славян. В 1168 г. его сжег датский король Вольдемар I вместе с епископом Абсалоном.
БАДНЯК — мифологический персонаж, вопло¬щаемый «рождественским поленом», пнем или веткой, сжигаемой в сочельник. У сербов канун Рождества называется «бадний день» (от слова «бадняк»). В этот день пекут праздничный пре¬сный хлеб, с золотой или серебряной монетою внут¬ри, называемый боговица (у сербов — чесница). Иногда Бадняка называют старым богом, в проти¬воположность Божичу, соотносимому с молодос¬тью, новым годом. Бадняк связан с образом змея у корней дерева. Сожжение его в конце старого года эквивалентно, таким образом, поражению огнем змея, воплощения нижнего мира, вредоносного на¬чала и знаменует начало нового сезонного цикла, гарантирует плодородие и т.п. Ритуал выбивания искр из горящего Бадняка сопровождается поже¬ланием умножения скота по числу искр: «Сколько искр, столько бы коров, коней, коз. овец, свиней, ульев, счастья и удачи!» Возжжение Бадняка из¬вестно и в Черногории и у болгар, и везде оно сопровождается семейным пиршеством.
БАЛДА — мифологизированный персонаж рус¬ских волшебных сказок о батраке и черте. При развитии основной мысли таких сказок, фантазия допускает два главных видоизменения: в одном разряде вариантов герой сказки не отличается осо¬бенною крепостью мышц, и если берет верх над чертом, то единственно хитростью; в других же вариантах он наделен сверхъестественной силой. Русское предание дает этому герою имя Балда, что прямо свидетельствует за его близкое родство с Перуном и Тором. Слово «балда» — разить, уда¬рять, рубить; от того же корня происходят «болт» и «булава». Понятна поэтому та великая бога¬тырская мощь, какою наделен Балда в сказках: он может давать такие щелчки, что от них падают мертвыми бык и медведь.
БЕЛОВОДЬЕ — другое имя Ирия-рая. Ирий получил это имя из-за молочной реки, текущей по небесному Ирию из вымени небесной Коровы Земун.
БЕРЕЗАНЬ — райская местность, одна из Рипейских гор, также — название острова, подобно¬го острову Буяну, либо — Атлантиде. На острове (горе) Березани растет солнечная береза «вниз ветвями и вверх кореньями».
БЛАЖЕННЫЕ ОСТРОВА МАКАРИЙСКИЕ — круглая равнина земли, омываемая со всех сторон рекою-океаном; на восточной стороне означен-лежит «остров Макарийский, первый под самым востоком солнца, близ блаженного рая; потому его тако нарицают, что залетают в сии остров птицы райские Гомаюн и Финикс и благоухание износят чудное...
<< Назад 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
Вперед >>