СЛАВЯНЕ

Древние поселения славян

Книга \"Славяне\"
Вероятно, что с уподоблением солнца белому горючему камню уже в древности сливалось представление грозо¬вого облака скалою или камнем, эпитет «бел-го¬рюч» мог указывать, с одной стороны, на заклю¬ченное внутри этого камня грозовое пламя, а с другой — на белоснежные и розовые цвета, ка¬кими окрашивают облака яркие лучи весеннего солнца. Стих о Голубиной книге в одном из мно¬гих своих вариантов говорит: среди моря синего лежит латырь-камень; «Идут по морю много ко¬рабельщиков. /У того камня останавливают¬ся; /Они берут много с него снадобья, /Посы¬лают по всему свету белому».
АМАЗОНЫ — фантастические персонажи. Изображения этих персонажей встречались в рус¬ских лубочных картинках. В мифах этот образ не получил развития. Можно предположить, что к амазонам славяне относили народы, живущие в Далеких сказочных странах, прежде всего в Ин¬дии. Рассказы о таких людях связаны с повестями об Александре Македонском или со сказаниями об Индийском царстве. «...Тепло у старой, уютно. Стены в картинках; картинки шелками да бисерами шиты: тут и цветочки, и лютые звери, и монастыри, и китайцы, амазоны на конях и так амазоны, лебеди, замки и опять китайцы» (А.М. Ремизов. «Чертик»).
АРКОНА — северный мыс острова Рюгена. Название древнее славянское от слова «ар» - земля, поверхность земли и «кон» - место сбора славян для принятия решений, как и само обязательное правило поведения. Отсюда, «искони», «испокон», «жить по кону» - правила поведения в пределах рода-племени; «закон» - правила поведения в других землях «за коном». В Арконе находился один из последних известных языческих пантеонов бо¬гов славян. В 1168 г. его сжег датский король Вольдемар I вместе с епископом Абсалоном.
БАДНЯК — мифологический персонаж, вопло¬щаемый «рождественским поленом», пнем или веткой, сжигаемой в сочельник. У сербов канун Рождества называется «бадний день» (от слова «бадняк»). В этот день пекут праздничный пре¬сный хлеб, с золотой или серебряной монетою внут¬ри, называемый боговица (у сербов — чесница). Иногда Бадняка называют старым богом, в проти¬воположность Божичу, соотносимому с молодос¬тью, новым годом. Бадняк связан с образом змея у корней дерева. Сожжение его в конце старого года эквивалентно, таким образом, поражению огнем змея, воплощения нижнего мира, вредоносного на¬чала и знаменует начало нового сезонного цикла, гарантирует плодородие и т.п. Ритуал выбивания искр из горящего Бадняка сопровождается поже¬ланием умножения скота по числу искр: «Сколько искр, столько бы коров, коней, коз. овец, свиней, ульев, счастья и удачи!» Возжжение Бадняка из¬вестно и в Черногории и у болгар, и везде оно сопровождается семейным пиршеством.
БАЛДА — мифологизированный персонаж рус¬ских волшебных сказок о батраке и черте. При развитии основной мысли таких сказок, фантазия допускает два главных видоизменения: в одном разряде вариантов герой сказки не отличается осо¬бенною крепостью мышц, и если берет верх над чертом, то единственно хитростью; в других же вариантах он наделен сверхъестественной силой. Русское предание дает этому герою имя Балда, что прямо свидетельствует за его близкое родство с Перуном и Тором. Слово «балда» — разить, уда¬рять, рубить; от того же корня происходят «болт» и «булава». Понятна поэтому та великая бога¬тырская мощь, какою наделен Балда в сказках: он может давать такие щелчки, что от них падают мертвыми бык и медведь.
БЕЛОВОДЬЕ — другое имя Ирия-рая. Ирий получил это имя из-за молочной реки, текущей по небесному Ирию из вымени небесной Коровы Земун.
БЕРЕЗАНЬ — райская местность, одна из Рипейских гор, также — название острова, подобно¬го острову Буяну, либо — Атлантиде. На острове (горе) Березани растет солнечная береза «вниз ветвями и вверх кореньями».
БЛАЖЕННЫЕ ОСТРОВА МАКАРИЙСКИЕ — круглая равнина земли, омываемая со всех сторон рекою-океаном; на восточной стороне означен-лежит «остров Макарийский, первый под самым востоком солнца, близ блаженного рая; потому его тако нарицают, что залетают в сии остров птицы райские Гомаюн и Финикс и благоухание износят чудное...
Hosted by uCoz