Книга \"Славяне\"
«Так и есть, это Спорыш. Там — в коло¬сьях-двойчатках! Как он вырос: как колос! А в майских полях его незаметно — от земли не видать, когда скачет он скоки по целой версте. — А ты не пугайся: он венок вьет. Колосяной венок, золотой — жатвенный. А кладут венок в засек, чтобы было все споро, хватило зерна надолго» (А.М. Ремизов. «К Морю-Океану»).
СРЕЧА (Встреча) — богиня судьбы. Она пред-ставлялась в виде красивой девушки-пряхи, пряду¬щей нить судьбы. Это ночная богиня — никто не видел, как она прядет — отсюда обычай гадать ночью. Обычно в ночи зимних святок проходили гадания на будущий урожай, на приплод, а больше всего — на брачные союзы.
СТРИБОГ (Стриба, Погода, Похвист, Посвист, Посвыстач) — бог грозы, являющийся в бурях и вихрях, верховный царь ветров. Изображали его дующим в рога. В народе верят, что теплые, весен¬ние ветры происходят от добрых духов, а вьюги и метели от злых. В русских заговорах произносится заклятие против «чорта страшного, вихоря буй¬ного,.. змея летучаго, огненного». Фантазия древ¬него человека, сблизившая вой бури и свист ветров с пением и музыкой, в то же время уподобила быстрый и прихотливый полет облаков и крутя¬щихся вихрей — бешеной пляске, несущейся под звуки небесных хоров. Отсюда возникли разнообразные мифические сказания о песнях, игре на му¬зыкальных инструментах и пляске грозовых духов, предание о воздушной арфе и верование в чародей¬ную силу пения и музыки. Изобретателями музы-кальных инструментов почитались боги, владыки гроз, вьюг и ветров. Музы, в первоначальном сво¬ем значении были не более как облачные певицы и танцовщицы. Словаки считают, что человека на¬учили песням небесные вихри и шумящие дубравы.
СУД (Усуд) — божество судьбы. В старинных памятниках слово «суд» прямо употребляется в значении судьбы. Например, в «Слове о полку Игореве» сказано: «Ни хытру, ни горазду, ни птице горазду суда божия не минути». Суд в руках своих держит все благое и гибельное, при¬говоров его невозможно избегнуть ни умом, ни хитростью.
СУДЬБА – женская ипостась Суда, богиня итога жизни. Человек мог сам творить свою судьбу, в отличии от карны – пути предварительно начертанному на небесах.
СУНЕ (Сурья) — Солнце, божество солнца. Видимо, одно из имен бога Хорса – солнца после летнего солнцестояния, когда можно собирать лечебные травы и готовить лечебные напитки (сурью). «Мы молили Белеса, Отца нашего, чтобы Он пустил в небо коней Сурьи, чтобы Сурья взошла над нами врашать вечные золотые колеса. Ибо она и есть наше Солнце, освещающее дома наши, и пред ним бледен лик очагов в наших домах» (Велесова книга).
СЫРА-ЗЕМЛЯ МАТЬ — богиня земли или сама Земля, плодородящая мать, супруга Неба. Летнее Небо об¬нимает Землю, рассыпает на нее сокровища своих лучей и вод, и Земля становится чреватою и несет плод. Не согретая весенним теплом, ненапоенная дождями, она не в силах ничего произвести. В зим¬нюю пору она каменеет от стужи и делается не¬плодной. Образ часто использовался в народном творчестве. «Несутся в солнечных лучах сладкие речи бога любви, вечно юного бога Ярилы. «Ох ты гой еси. Мать Сыра Земля! Полюби меня, бога светлого, за любовь твою я украшу тебя синими морями, желтыми песками, зеленой му¬равой, цветами алыми, лазоревыми; народишь от меня милых детушек число несметное...» (П.И. Мельников-Печерский. «В лесах»).
ТРИГЛАВ — главное языческое божество мно¬гих племен древних славян, владыка трех царств, трех миров: Прави, Яви, Нави (т.е. воздушного царства, облач¬ных подземелий и грозового пекла). У чехов у Триглава — три головы козлиные, что свидетель¬ствует за его громоносное значение (козел — жи¬вотное, посвященное Тору). В Щецине трехгла¬вый идол Триглава стоял на главном из трех холмов и имел на глазах повязку из золота, что связано с причастностью этого божества к гаданиям и пред¬сказанием будущего. Согласно различным мифо¬логическим традициям в Триглав включали разных богов. В Новгороде IX века Великий Триглав со¬стоял из Сварога, Перуна и Свентовита, а ранее (до переселения в новгородские земли западных славян) — из Сварога, Перуна и Велеса.
СРЕЧА (Встреча) — богиня судьбы. Она пред-ставлялась в виде красивой девушки-пряхи, пряду¬щей нить судьбы. Это ночная богиня — никто не видел, как она прядет — отсюда обычай гадать ночью. Обычно в ночи зимних святок проходили гадания на будущий урожай, на приплод, а больше всего — на брачные союзы.
СТРИБОГ (Стриба, Погода, Похвист, Посвист, Посвыстач) — бог грозы, являющийся в бурях и вихрях, верховный царь ветров. Изображали его дующим в рога. В народе верят, что теплые, весен¬ние ветры происходят от добрых духов, а вьюги и метели от злых. В русских заговорах произносится заклятие против «чорта страшного, вихоря буй¬ного,.. змея летучаго, огненного». Фантазия древ¬него человека, сблизившая вой бури и свист ветров с пением и музыкой, в то же время уподобила быстрый и прихотливый полет облаков и крутя¬щихся вихрей — бешеной пляске, несущейся под звуки небесных хоров. Отсюда возникли разнообразные мифические сказания о песнях, игре на му¬зыкальных инструментах и пляске грозовых духов, предание о воздушной арфе и верование в чародей¬ную силу пения и музыки. Изобретателями музы-кальных инструментов почитались боги, владыки гроз, вьюг и ветров. Музы, в первоначальном сво¬ем значении были не более как облачные певицы и танцовщицы. Словаки считают, что человека на¬учили песням небесные вихри и шумящие дубравы.
СУД (Усуд) — божество судьбы. В старинных памятниках слово «суд» прямо употребляется в значении судьбы. Например, в «Слове о полку Игореве» сказано: «Ни хытру, ни горазду, ни птице горазду суда божия не минути». Суд в руках своих держит все благое и гибельное, при¬говоров его невозможно избегнуть ни умом, ни хитростью.
СУДЬБА – женская ипостась Суда, богиня итога жизни. Человек мог сам творить свою судьбу, в отличии от карны – пути предварительно начертанному на небесах.
СУНЕ (Сурья) — Солнце, божество солнца. Видимо, одно из имен бога Хорса – солнца после летнего солнцестояния, когда можно собирать лечебные травы и готовить лечебные напитки (сурью). «Мы молили Белеса, Отца нашего, чтобы Он пустил в небо коней Сурьи, чтобы Сурья взошла над нами врашать вечные золотые колеса. Ибо она и есть наше Солнце, освещающее дома наши, и пред ним бледен лик очагов в наших домах» (Велесова книга).
СЫРА-ЗЕМЛЯ МАТЬ — богиня земли или сама Земля, плодородящая мать, супруга Неба. Летнее Небо об¬нимает Землю, рассыпает на нее сокровища своих лучей и вод, и Земля становится чреватою и несет плод. Не согретая весенним теплом, ненапоенная дождями, она не в силах ничего произвести. В зим¬нюю пору она каменеет от стужи и делается не¬плодной. Образ часто использовался в народном творчестве. «Несутся в солнечных лучах сладкие речи бога любви, вечно юного бога Ярилы. «Ох ты гой еси. Мать Сыра Земля! Полюби меня, бога светлого, за любовь твою я украшу тебя синими морями, желтыми песками, зеленой му¬равой, цветами алыми, лазоревыми; народишь от меня милых детушек число несметное...» (П.И. Мельников-Печерский. «В лесах»).
ТРИГЛАВ — главное языческое божество мно¬гих племен древних славян, владыка трех царств, трех миров: Прави, Яви, Нави (т.е. воздушного царства, облач¬ных подземелий и грозового пекла). У чехов у Триглава — три головы козлиные, что свидетель¬ствует за его громоносное значение (козел — жи¬вотное, посвященное Тору). В Щецине трехгла¬вый идол Триглава стоял на главном из трех холмов и имел на глазах повязку из золота, что связано с причастностью этого божества к гаданиям и пред¬сказанием будущего. Согласно различным мифо¬логическим традициям в Триглав включали разных богов. В Новгороде IX века Великий Триглав со¬стоял из Сварога, Перуна и Свентовита, а ранее (до переселения в новгородские земли западных славян) — из Сварога, Перуна и Велеса.
<< Назад 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
Вперед >>