СЛАВЯНЕ

Древние поселения славян

Книга \"Славяне\"
тамо зимы нет» (Книга, глаголемая Козмография, переведена бысть с римского языка). На Руси ходит сказание о бла¬женных островах Макарийских, где реки медовые и молочные, а берега кисельные; по указанию ста¬ринных апокрифов, райские реки текут млеком, вином и медом (метафорические названия дождя).
БОЖИЧ — потомок богов, младший бог; в южнославянской мифологии пер¬сонаж, упоминаемый в колядках наряду с символа¬ми (златорогий олень, ворота, свинья) и обрядами, обозначающими начало весеннего солнечного цик¬ла. Соотносится с молодостью, рождеством, но¬вым годом, в противоположность Бадняку, старо¬му году. Связь имен Бога и Божича делает возможным сопоставление Божича с восточносла¬вянским Сварожичем — сыном Сварога: оба име¬ют отношение к почитанию солнца. Старый Бадняк и молодой Божич скрывают под своими именами Деда-Перуна, возжигателя небесного пламени, и просветленное этим пламенем Солнце. Божич — святой всякого семьянина, особенно ему покровительствующий.
БОЯН — эпический поэт-певец. Известен по «Слову о полку Игореве» (его имя встречается также в надписях Софии Киевской и в Новгородс¬ком летописце): «Боян бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мыслию по древу, серым волком по земли, шизым орлом под облакы». В песнях Бояна, таким образом, ска¬зались славянская традиция, связанная с представ-лением о мировом дереве, и навыки ранней славян¬ской поэзии, восходящей к общеиндоевропейскому поэтическому языку.
БУРЯ-КОНЬ — конь Перуна: «У коня Перуна жемчужный хвост, его гривушка золоченая, круп¬ным жемчугом вся унизанная, а в очах у него камень Маргарит, куда взглянет он — все огнем горит».
БУЯН-ОСТРОВ — поэтическое название ве¬сеннего неба; чтобы достигнуть царства солнца, луны и звезд, надо было переплывать воздушные воды. Остров этот играет весьма важную роль в наших народных преданиях; без формулы «на море-¬на окияне, на острове-на Буяне» не сильно ни одно заклятие. На острове Буяне сосредоточены все могучие силы весенних гроз, все мифические олицетворения громов, ветров и бури; на этом же острове восседают и дева Зоря, и Перун. «Ветер весело шумит, /Судно весело бежит /Мимо ос¬трова Буяна, /К царству славного Салтана, / И желанная страна /Вот уж издали видна» (А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане»).
БЫСТРОЗОРКОЙ — мифологизированный персонаж сказок. У чехов и словаков — это вели¬кан, от всевидящих и острых взглядов которого воспламеняется огнем все, что только может го¬реть, а скалы трескаются и рассыпаются в песок. У русских — могучий старик с огромными бровя¬ми и необычайно длинными ресницами; брови и ресницы у него так заросли, что совсем затемнили зрение. Чтобы он мог взглянуть на мир, нужны несколько силачей, которые бы смогли под¬нять ему брови и ресницы железными вилами. Он страшный истребитель, который взглядом своим убивает людей. Олицетворение бога-громовника.
ВОЛК-САМОГЛОТ — волк-туча, пожиратель небесных светил, в народных сказках носит харак¬теристическое название волка-самоглота. Он живет на море-окияне (т.е. на небе), пасть у него страш¬ная, готовая проглотить всякого супротивника, под хвостом у волка — баня, а в заду — море: если в той бане выпариться, а в том море выкупаться, то станешь молодцем и красавцем. Он добывает ска¬зочному герою гусли-самогуды. Волк-туча хранит в своей утробе живую воду дождя, с которою нераздельны понятия силы, здоровья и красоты. Соглас¬но с метафорическим названием дождя молоком, этот сказочный волк заменяется иногда молочною рекою с кисельными берегами, которая всех питает и всем дарует красоту и силу.
ВОЛХ ВСЕСЛАВЬЕВИЧ (Волх, Вольга) — мифологизированный персонаж русских былин, обладатель чудодейственных оборотнических свойств: «...Ударился Вольга оземь, обернулся серым волком, побежал в леса. Выгнал он зверя из нор, дупел, из валежника, погнал в сети и лисиц, и куниц, и соболей... Молодой Вольга до¬гадался, обернулся малой мошкой, всех молодцов обернул мурашами, и пролезли мурашки под воротами.
Hosted by uCoz