Книга \"Славяне\"
Пуш¬кин. «Бесы»).
БЕСИЦЫ-ТРЯСАВИЦЫ — духи болезней (см. «лихорадка»).
БОГИНКИ — женские мифологические персонажи западных славян. В период распространения христианства добрые функции богинок были подменены «христианскими добродетелями», а самим им приданы функции злых или негативных духов. Главной функцией богинок стало — похищение и подмена детей. Изображаются в образе старых безобразных женщин с большой головой, отвисшими грудями, вздутым животом, кривыми ногами, черными клыкастыми зубами (реже в облике бледных молодых девушек). Не¬редко им приписывается хромота (свойство нечис¬той силы). Они могут появляться также в виде животных — лягушек, собак, кошек, быть невиди¬мыми, показываться как тень. Ими могли стать роженицы, умершие до совершения над ними об¬ряда ввода в костел; похищенные богинками дети, женщины; души погибших женщин, девушек, из¬бавившихся от плода или убивших своих детей, женщин-самоубийц, клятвопреступниц, умерших при родах. Места обитания их — пруды, реки, ручьи, болота, реже — овраги, норы, лес, поле, горы. Они появляются ночью, вечером, в полдень, во время ненастья. Характерные их действия — стирка белья, детских пеленок с громкими ударами валь¬ков; помешавшего им человека гонят и бьют; танцу¬ют, купаются, манят и топят прохожих, затанцовывают их, сбивают с пути; прядут пряжу; расчесывают волосы; приходят к роженицам, ма¬нят их, зовут с собой, очаровывают их голосом, взглядом; похищают рожениц, беременных женщин. Они подменяют детей, подбрасывая на их место своих уродцев; похищенных детей превращают в нечистых духов; мучают людей по ночам, давят, душат их, сосут грудь у детей, мужчин, насылают порчу на детей. Они опасны также для скота: пу¬гают и губят скот на пастбищах, гоняют лошадей, заплетают им гривы.
БОЛИ-БОШКА — лесной дух. Живет в ягод¬ных местах. Дух лукавый и хитрый. Появляется перед человеком в виде старичка бедного, немощ¬ного, просит помочь отыскать ему сумку утерян¬ную. Поддаваться на его просьбы нельзя — нач¬нешь о потере думать, разболится голова, будешь долго по лесу блуждать. «Тише! Вот и сам Боли-бошка! — Почуял, подходит: набедит, рожон! Весь измозделый, карла, квелый, как палый лист, птичья губа — Боли-бошка, — востренький носик, сам рукастый, а глаза буд¬то печальные, хитрые-хитрые» (А.М. Ремизов. «К Морю-Океану»).
БОЛОТНЯНИК (болотяник, багник) — дух болота. Тождествен водяному. Народная фантазия находит болото совершенно подходящим местом для поселения нечистой силы, о чем свидетельствуют многие пословицы и поговорки, например, «Где бо¬лота, туды-й черт», «Черт без болота не бу¬дет, а болото без черта», «В тихом омуте чер¬ти водятся» и др. «Это шутит над вами болото. Это манит вас темная сила» (А.А Блок. «Болото — глубокая впадина...»).
БОСОРКУН (витряник) — горный дух. Вместе с сильным ветром налетает на посевы, губит их, насылает засуху. Наводит порчу на людей и жи¬вотных — вызывает внезапные болезни и недомо¬гания (например, молоко у коровы окажется сме¬шанным с кровью или совсем исчезнет). У венгров есть похожий мифологический персонаж — босоркань, ведьма, безобразная старуха, обладающая способностью летать и превращаться в животных (собаку, кошку, козу, лошадь). Она может выз¬вать засуху, наслать порчу на людей и животных. Вредит людям босоркань преимущественно ночью. «Босоркуны вредят людям преимущественно но¬чью, время их особой активности — Иванов день (24 июня), день Луцы (13 декабря) и день свя¬того Георгия (24 апреля), покровителя скота» (Н.И. Толстой).
ВАЗИЛА (конюшник, табунник) — дух-покрови¬тель лошадей, его представляют в человеческом об¬разе, но с конскими ушами и копытами. Всякий домохозяин имеет собственного вазилу, который живет в конюшне (сарае), заботится, чтоб водились лошади, оберегает их от болезней, а когда они ходят в табун — удаляет от них хищного зверя.
ВЕДОГОНИ — души, обитающие в телах лю¬дей и животных, и в то же время домовые гении, оберегающие родовое имущество и жилище.
БЕСИЦЫ-ТРЯСАВИЦЫ — духи болезней (см. «лихорадка»).
БОГИНКИ — женские мифологические персонажи западных славян. В период распространения христианства добрые функции богинок были подменены «христианскими добродетелями», а самим им приданы функции злых или негативных духов. Главной функцией богинок стало — похищение и подмена детей. Изображаются в образе старых безобразных женщин с большой головой, отвисшими грудями, вздутым животом, кривыми ногами, черными клыкастыми зубами (реже в облике бледных молодых девушек). Не¬редко им приписывается хромота (свойство нечис¬той силы). Они могут появляться также в виде животных — лягушек, собак, кошек, быть невиди¬мыми, показываться как тень. Ими могли стать роженицы, умершие до совершения над ними об¬ряда ввода в костел; похищенные богинками дети, женщины; души погибших женщин, девушек, из¬бавившихся от плода или убивших своих детей, женщин-самоубийц, клятвопреступниц, умерших при родах. Места обитания их — пруды, реки, ручьи, болота, реже — овраги, норы, лес, поле, горы. Они появляются ночью, вечером, в полдень, во время ненастья. Характерные их действия — стирка белья, детских пеленок с громкими ударами валь¬ков; помешавшего им человека гонят и бьют; танцу¬ют, купаются, манят и топят прохожих, затанцовывают их, сбивают с пути; прядут пряжу; расчесывают волосы; приходят к роженицам, ма¬нят их, зовут с собой, очаровывают их голосом, взглядом; похищают рожениц, беременных женщин. Они подменяют детей, подбрасывая на их место своих уродцев; похищенных детей превращают в нечистых духов; мучают людей по ночам, давят, душат их, сосут грудь у детей, мужчин, насылают порчу на детей. Они опасны также для скота: пу¬гают и губят скот на пастбищах, гоняют лошадей, заплетают им гривы.
БОЛИ-БОШКА — лесной дух. Живет в ягод¬ных местах. Дух лукавый и хитрый. Появляется перед человеком в виде старичка бедного, немощ¬ного, просит помочь отыскать ему сумку утерян¬ную. Поддаваться на его просьбы нельзя — нач¬нешь о потере думать, разболится голова, будешь долго по лесу блуждать. «Тише! Вот и сам Боли-бошка! — Почуял, подходит: набедит, рожон! Весь измозделый, карла, квелый, как палый лист, птичья губа — Боли-бошка, — востренький носик, сам рукастый, а глаза буд¬то печальные, хитрые-хитрые» (А.М. Ремизов. «К Морю-Океану»).
БОЛОТНЯНИК (болотяник, багник) — дух болота. Тождествен водяному. Народная фантазия находит болото совершенно подходящим местом для поселения нечистой силы, о чем свидетельствуют многие пословицы и поговорки, например, «Где бо¬лота, туды-й черт», «Черт без болота не бу¬дет, а болото без черта», «В тихом омуте чер¬ти водятся» и др. «Это шутит над вами болото. Это манит вас темная сила» (А.А Блок. «Болото — глубокая впадина...»).
БОСОРКУН (витряник) — горный дух. Вместе с сильным ветром налетает на посевы, губит их, насылает засуху. Наводит порчу на людей и жи¬вотных — вызывает внезапные болезни и недомо¬гания (например, молоко у коровы окажется сме¬шанным с кровью или совсем исчезнет). У венгров есть похожий мифологический персонаж — босоркань, ведьма, безобразная старуха, обладающая способностью летать и превращаться в животных (собаку, кошку, козу, лошадь). Она может выз¬вать засуху, наслать порчу на людей и животных. Вредит людям босоркань преимущественно ночью. «Босоркуны вредят людям преимущественно но¬чью, время их особой активности — Иванов день (24 июня), день Луцы (13 декабря) и день свя¬того Георгия (24 апреля), покровителя скота» (Н.И. Толстой).
ВАЗИЛА (конюшник, табунник) — дух-покрови¬тель лошадей, его представляют в человеческом об¬разе, но с конскими ушами и копытами. Всякий домохозяин имеет собственного вазилу, который живет в конюшне (сарае), заботится, чтоб водились лошади, оберегает их от болезней, а когда они ходят в табун — удаляет от них хищного зверя.
ВЕДОГОНИ — души, обитающие в телах лю¬дей и животных, и в то же время домовые гении, оберегающие родовое имущество и жилище.
<< Назад 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
Вперед >>