СЛАВЯНЕ

Древние поселения славян

Книга \"Славяне\"
Пуш¬кин. «Бесы»).
БЕСИЦЫ-ТРЯСАВИЦЫ — духи болезней (см. «лихорадка»).
БОГИНКИ — женские мифологические персонажи западных славян. В период распространения христианства добрые функции богинок были подменены «христианскими добродетелями», а самим им приданы функции злых или негативных духов. Главной функцией богинок стало — похищение и подмена детей. Изображаются в образе старых безобразных женщин с большой головой, отвисшими грудями, вздутым животом, кривыми ногами, черными клыкастыми зубами (реже в облике бледных молодых девушек). Не¬редко им приписывается хромота (свойство нечис¬той силы). Они могут появляться также в виде животных — лягушек, собак, кошек, быть невиди¬мыми, показываться как тень. Ими могли стать роженицы, умершие до совершения над ними об¬ряда ввода в костел; похищенные богинками дети, женщины; души погибших женщин, девушек, из¬бавившихся от плода или убивших своих детей, женщин-самоубийц, клятвопреступниц, умерших при родах. Места обитания их — пруды, реки, ручьи, болота, реже — овраги, норы, лес, поле, горы. Они появляются ночью, вечером, в полдень, во время ненастья. Характерные их действия — стирка белья, детских пеленок с громкими ударами валь¬ков; помешавшего им человека гонят и бьют; танцу¬ют, купаются, манят и топят прохожих, затанцовывают их, сбивают с пути; прядут пряжу; расчесывают волосы; приходят к роженицам, ма¬нят их, зовут с собой, очаровывают их голосом, взглядом; похищают рожениц, беременных женщин. Они подменяют детей, подбрасывая на их место своих уродцев; похищенных детей превращают в нечистых духов; мучают людей по ночам, давят, душат их, сосут грудь у детей, мужчин, насылают порчу на детей. Они опасны также для скота: пу¬гают и губят скот на пастбищах, гоняют лошадей, заплетают им гривы.
БОЛИ-БОШКА — лесной дух. Живет в ягод¬ных местах. Дух лукавый и хитрый. Появляется перед человеком в виде старичка бедного, немощ¬ного, просит помочь отыскать ему сумку утерян¬ную. Поддаваться на его просьбы нельзя — нач¬нешь о потере думать, разболится голова, будешь долго по лесу блуждать. «Тише! Вот и сам Боли-бошка! — Почуял, подходит: набедит, рожон! Весь измозделый, карла, квелый, как палый лист, птичья губа — Боли-бошка, — востренький носик, сам рукастый, а глаза буд¬то печальные, хитрые-хитрые» (А.М. Ремизов. «К Морю-Океану»).
БОЛОТНЯНИК (болотяник, багник) — дух болота. Тождествен водяному. Народная фантазия находит болото совершенно подходящим местом для поселения нечистой силы, о чем свидетельствуют многие пословицы и поговорки, например, «Где бо¬лота, туды-й черт», «Черт без болота не бу¬дет, а болото без черта», «В тихом омуте чер¬ти водятся» и др. «Это шутит над вами болото. Это манит вас темная сила» (А.А Блок. «Болото — глубокая впадина...»).
БОСОРКУН (витряник) — горный дух. Вместе с сильным ветром налетает на посевы, губит их, насылает засуху. Наводит порчу на людей и жи¬вотных — вызывает внезапные болезни и недомо¬гания (например, молоко у коровы окажется сме¬шанным с кровью или совсем исчезнет). У венгров есть похожий мифологический персонаж — босоркань, ведьма, безобразная старуха, обладающая способностью летать и превращаться в животных (собаку, кошку, козу, лошадь). Она может выз¬вать засуху, наслать порчу на людей и животных. Вредит людям босоркань преимущественно ночью. «Босоркуны вредят людям преимущественно но¬чью, время их особой активности — Иванов день (24 июня), день Луцы (13 декабря) и день свя¬того Георгия (24 апреля), покровителя скота» (Н.И. Толстой).
ВАЗИЛА (конюшник, табунник) — дух-покрови¬тель лошадей, его представляют в человеческом об¬разе, но с конскими ушами и копытами. Всякий домохозяин имеет собственного вазилу, который живет в конюшне (сарае), заботится, чтоб водились лошади, оберегает их от болезней, а когда они ходят в табун — удаляет от них хищного зверя.
ВЕДОГОНИ — души, обитающие в телах лю¬дей и животных, и в то же время домовые гении, оберегающие родовое имущество и жилище.
Hosted by uCoz