СЛАВЯНЕ

Древние поселения славян

Книга \"Славяне\"
Кукерское действо, кроме главного действующего лица, включало мно¬гочисленные персонажи, среди которых был царь и его помощники.
КУРИЛКА — означает лучину, которая живет, пока горит, а погасая — умирает; «жил-был ку¬рилка, да-й помер!».
ЛИЛЫ (олеле, олала) — ритуальные костры. Сербские «лилы» явно связаны с магией плодоро¬дия и со скотоводством — во время горения кос¬тра разбрасывали горящую бересту («лилу») и пели: «Лила, гори, жито, роди! /...Весело нам, лиле, горе /да нам краве добре веде!»
ЛЮДИ ДИВИЯ — в древнерусских книжных легендах периода распространения христианства - монстры, обитатели далеких сказочных земель, прежде всего Индии (в русских сказаниях Индея – дальняя страна). Среди них упоми¬наются многоглавые, люди с лицом на груди, со звериными (в частности, псоголовцы) или птичь¬ими головами и ногами, с крыльями, люди, живу¬щие в воде, и т.п. Эти сказания навеяны или искусственно созданы на основе борьбы христианства с язычеством и изображением многоголовых истуканов (высеченных или выстуканных из камня) у староверов. Рассказы о таких людях связа¬ны или с повестями о походах Александра Македонского, или со сказаниями о государстве индейского (далекого) царя и попа Иоанна («Сказание об Индийском царстве», XV век). Люди дивия яв¬лялись образом неверных, «нечистых» народов. Наиболее опасные народы были, по преданию, «заклепаны» Александром Македонским в ска¬лах, и им приписывалась важная роль в грядущих событиях накануне конца света, когда они выйдут на свободу. Наряду с образами, восходящими к переводным источникам, в русской книжной традиции известны оригинальные, относимые к си¬бирским народам.
ЛЯХ (или Лех) — в западнославянской мифологии генеалогический герой, предок поляков (ляхов), брат Чеха и Руса, согласно польской хронике XIV века. Вероятно, имя образовано от слов «пустошь», «новь», «необработанная земля».
МСТИСЛАВ — Мстислав Владимирович, князь Тмутараканский и Черниговский, брат Ярослава Хромого, победитель касожского князя.
НЕВЕГЛАСИ — недовольно просвещенные хри-стианским учением люди.
НЕСМЕЯНА-ЦАРЕВНА — персонаж сказ¬ки. Небо, затемненное тучами, называется «хму¬рым» («смотреть хмуро» — смотреть невесело, сердито), согласно с этим тускло светящее, зимнее солнце представляется в сказках Несмеяною-царевною. При восходе своем солнце озаряет небос¬клон розовым светом и, отражаясь в каплях утрен¬ней росы, как бы претворяет розовые краски в блестящие бриллианты и жемчуг, что на языке метафорическом перешло в сказание о красавице, которая улыбаясь — рассыпает розы, а проливая слезы — роняет самоцветные камни. «В царских палатах, в княжьих чертогах, в высоком терему красовалась Несмеяна-царевна. Какое ей было житье, какое приволье, какое роскошье! Всего много, все есть, чего душа хочет; а никогда они не улыбалась, никогда не смеялась, словно сердце ее ничему не радовалось» (А.Н. Афанасьев. «На¬родные русские сказки»).
НЕТОПЫРЬ — летучая мышь, которая обыкновенно прячется днем и показывается уже после заката солнца.
ОГНЕННАЯ СОРОЧКА — волшебная сороч¬ка, наделяющая того, кто ее носит, необычайною богатырскою силою. Приобретается она сказоч¬ным героем от змея или птиц, этих мифических представителей бурь и грозы, и только облекаясь в нее, он в состоянии бывает владеть мечем-кладенцом. сказание о ней восходит к древнейшим славянским обрядам очищения огнем.
ОДНОГЛАЗКА — сказочный персонаж в рус¬ском фольклоре, противопоставляемый Двуглазке (которой не хватает обычно двух глаз для решения чудесной задачи) и Трехглазке (у которой третий глаз все видит, когда два других спят; архаический мотив преимущества числа три, известный в индо¬европейской мифологии). Одноглазка — один из вариантов мифологического образа Лиха, изобра-жаемого у восточных славян в виде одноглазой женщины, встреча с которой приводит к потере парных частей тела.
ОДОЛЕНЬ-ТРАВА — названа так потому, что одолевает всякую нечистую силу; этим словом в некоторых местностях называют белую и желтую кувшинку.
Hosted by uCoz