СЛАВЯНЕ

Древние поселения славян

Книга \"Славяне\"
Роль Савы как покровителя животных связывает его с общеславянским богом скота Велесом.
САДКО — русский былинный герой, сохраняю¬щий мифологические черты. Его образ восходит к новгородскому купцу Сотко Сытиничу. Согласно новгородским былинам, гусляр Садко, игра кото¬рого полюбилась Морскому царю, бьется об заклад с новгородскими купцами о том, что выловит рыбу «золотые перья» в Ильмень-озере, с помо-щью Морского царя выигрывает заклад и стано¬вится «богатым гостем». Садко снаряжает тор¬говые корабли, но те останавливаются в море: гусляр должен спуститься, по жребию, на морское дно. Оказавшись в палатах Морского царя. Садко иг¬рает для него, тот пускается в пляс, отчего волну¬ется море, гибнут мореплаватели. Садко прекращает игру, обрывая струны гуслей. Морской царь предлагает Садко жениться на морской девице, и гусляр вы¬бирает, по совету Миколы, Чернаву. Садко засы¬пает после свадебного пира и просыпается на бере¬гу реки Чернава. Одновременно возвращаются его корабли, и Садко в благодарность возводит церк¬ви в Новгороде. (Последняя часть сюжета, наверное, дописана в христианский период, при котором не могло быть никаких богов, кроме «единого». Потому и морской повелитель выступает в роли царя.)
САПОГИ-СКОРОХОДЫ (самоходы) — ска¬зочные сапоги, которые могут переносить своего владельца и через огонь, и через воду, и скорость которых так велика, что с каждым шагом он дела¬ет по семь миль. Это — поэтическая метафора бурно несущегося облака или умения перемещаться с большой скоростью, когда еще не все знания были уничтожены.
САРАЧИНСКОЕ ПОЛЕ (сарацинское) — поле, отделяю¬щее Русь от стран Востока, за которыми располо-жен Океан, а за Океаном — сад Ирия, который посажен на Земле. В отличие от земного — небесный Ирий в Рипейских горах и мир Яви разде¬ляет небесная Ра-река.
СВЕТИ-ЦВЕТ (огненный цвет папоротника, жар-цвет) — этот фантастический цветок — метафора молнии, что очевидно из придаваемых ему назва¬ний и соединяемых с ним поверий. У хорватов он прямо называется Перуновым цветом, у хорутан — солнечник, ибо, по их рассказам, он расцветает тогда, когда весеннее солнце победит черного вол¬ка (демона зимы). На Руси его называют свети-цвет, народная сказка упоминает о жар-цвете. О папоротнике рассказывают, что цветовая почка его разрывается с треском и распускается золотым цвет¬ком или красным, кровавым пламенем; показыва¬ется этот цветок в то же время, в которое и клады, выходя из земли, горят синими огоньками. На смель¬чака, который решится овладеть этим цветком, не¬чистая сила наводит непробудный сон или силится оковать его страхом. Но овладев им, «все узна¬ешь, что где есть или лежит, или делается, и как, куда и в коем месте; просто сказать — все будешь знать». «А сия трава самая наисиль¬нейшая над кладами — царь над цветами».
СВЯТОВИТОВ КОНЬ — по известиям Гельмгольда и Саксона-грамматика, при арконском хра¬ме содержался в большой холе и почете белый конь, посвященный Святовиту, а возле истукана этого бога висели седло и удила. Ездить на Святовитовом коне было строго воспрещено, вырвать хоть один волосок из его хвоста или гривы при¬знавалось за великое нечестие, только жрец мог выводить и кормить его. Народ верил, что Святовит садился ночью на своего коня, выезжал против врагов славянского племени и поражал их полчища.
СИВКА-БУРКА — персонаж русских сказок, относится к полуконям. В метафорическом смысле это именно полуконь-получеловек: понимает дела людей, богов и бесов, говорит человеческим язы¬ком, различает добро и зло, активен в утверждении добра. «Сивко бежит, только земля дро¬жит, из очей пламя пышет, а из ноздрей дым столбом. Иван-дурак в одно ушко залез — на¬пился, наелся, в другое вылез — оделся, молодей, такой стал, что и братьям не узнать!» (А.Н. Афанасьев. «Народные русские сказки»).
СКАТЕРТЬ-САМОБРАНКА (или самоверт¬ка) — мгновенно расстилается, по желанию сво¬его владетеля, и наделяет его вкусными яствами и питьями; это метафора весеннего облака, прино¬сящего с собой небесный мед или вино, т.е.
Hosted by uCoz