Книга \"Славяне\"
Роль Савы как покровителя животных связывает его с общеславянским богом скота Велесом.
САДКО — русский былинный герой, сохраняю¬щий мифологические черты. Его образ восходит к новгородскому купцу Сотко Сытиничу. Согласно новгородским былинам, гусляр Садко, игра кото¬рого полюбилась Морскому царю, бьется об заклад с новгородскими купцами о том, что выловит рыбу «золотые перья» в Ильмень-озере, с помо-щью Морского царя выигрывает заклад и стано¬вится «богатым гостем». Садко снаряжает тор¬говые корабли, но те останавливаются в море: гусляр должен спуститься, по жребию, на морское дно. Оказавшись в палатах Морского царя. Садко иг¬рает для него, тот пускается в пляс, отчего волну¬ется море, гибнут мореплаватели. Садко прекращает игру, обрывая струны гуслей. Морской царь предлагает Садко жениться на морской девице, и гусляр вы¬бирает, по совету Миколы, Чернаву. Садко засы¬пает после свадебного пира и просыпается на бере¬гу реки Чернава. Одновременно возвращаются его корабли, и Садко в благодарность возводит церк¬ви в Новгороде. (Последняя часть сюжета, наверное, дописана в христианский период, при котором не могло быть никаких богов, кроме «единого». Потому и морской повелитель выступает в роли царя.)
САПОГИ-СКОРОХОДЫ (самоходы) — ска¬зочные сапоги, которые могут переносить своего владельца и через огонь, и через воду, и скорость которых так велика, что с каждым шагом он дела¬ет по семь миль. Это — поэтическая метафора бурно несущегося облака или умения перемещаться с большой скоростью, когда еще не все знания были уничтожены.
САРАЧИНСКОЕ ПОЛЕ (сарацинское) — поле, отделяю¬щее Русь от стран Востока, за которыми располо-жен Океан, а за Океаном — сад Ирия, который посажен на Земле. В отличие от земного — небесный Ирий в Рипейских горах и мир Яви разде¬ляет небесная Ра-река.
СВЕТИ-ЦВЕТ (огненный цвет папоротника, жар-цвет) — этот фантастический цветок — метафора молнии, что очевидно из придаваемых ему назва¬ний и соединяемых с ним поверий. У хорватов он прямо называется Перуновым цветом, у хорутан — солнечник, ибо, по их рассказам, он расцветает тогда, когда весеннее солнце победит черного вол¬ка (демона зимы). На Руси его называют свети-цвет, народная сказка упоминает о жар-цвете. О папоротнике рассказывают, что цветовая почка его разрывается с треском и распускается золотым цвет¬ком или красным, кровавым пламенем; показыва¬ется этот цветок в то же время, в которое и клады, выходя из земли, горят синими огоньками. На смель¬чака, который решится овладеть этим цветком, не¬чистая сила наводит непробудный сон или силится оковать его страхом. Но овладев им, «все узна¬ешь, что где есть или лежит, или делается, и как, куда и в коем месте; просто сказать — все будешь знать». «А сия трава самая наисиль¬нейшая над кладами — царь над цветами».
СВЯТОВИТОВ КОНЬ — по известиям Гельмгольда и Саксона-грамматика, при арконском хра¬ме содержался в большой холе и почете белый конь, посвященный Святовиту, а возле истукана этого бога висели седло и удила. Ездить на Святовитовом коне было строго воспрещено, вырвать хоть один волосок из его хвоста или гривы при¬знавалось за великое нечестие, только жрец мог выводить и кормить его. Народ верил, что Святовит садился ночью на своего коня, выезжал против врагов славянского племени и поражал их полчища.
СИВКА-БУРКА — персонаж русских сказок, относится к полуконям. В метафорическом смысле это именно полуконь-получеловек: понимает дела людей, богов и бесов, говорит человеческим язы¬ком, различает добро и зло, активен в утверждении добра. «Сивко бежит, только земля дро¬жит, из очей пламя пышет, а из ноздрей дым столбом. Иван-дурак в одно ушко залез — на¬пился, наелся, в другое вылез — оделся, молодей, такой стал, что и братьям не узнать!» (А.Н. Афанасьев. «Народные русские сказки»).
СКАТЕРТЬ-САМОБРАНКА (или самоверт¬ка) — мгновенно расстилается, по желанию сво¬его владетеля, и наделяет его вкусными яствами и питьями; это метафора весеннего облака, прино¬сящего с собой небесный мед или вино, т.е.
САДКО — русский былинный герой, сохраняю¬щий мифологические черты. Его образ восходит к новгородскому купцу Сотко Сытиничу. Согласно новгородским былинам, гусляр Садко, игра кото¬рого полюбилась Морскому царю, бьется об заклад с новгородскими купцами о том, что выловит рыбу «золотые перья» в Ильмень-озере, с помо-щью Морского царя выигрывает заклад и стано¬вится «богатым гостем». Садко снаряжает тор¬говые корабли, но те останавливаются в море: гусляр должен спуститься, по жребию, на морское дно. Оказавшись в палатах Морского царя. Садко иг¬рает для него, тот пускается в пляс, отчего волну¬ется море, гибнут мореплаватели. Садко прекращает игру, обрывая струны гуслей. Морской царь предлагает Садко жениться на морской девице, и гусляр вы¬бирает, по совету Миколы, Чернаву. Садко засы¬пает после свадебного пира и просыпается на бере¬гу реки Чернава. Одновременно возвращаются его корабли, и Садко в благодарность возводит церк¬ви в Новгороде. (Последняя часть сюжета, наверное, дописана в христианский период, при котором не могло быть никаких богов, кроме «единого». Потому и морской повелитель выступает в роли царя.)
САПОГИ-СКОРОХОДЫ (самоходы) — ска¬зочные сапоги, которые могут переносить своего владельца и через огонь, и через воду, и скорость которых так велика, что с каждым шагом он дела¬ет по семь миль. Это — поэтическая метафора бурно несущегося облака или умения перемещаться с большой скоростью, когда еще не все знания были уничтожены.
САРАЧИНСКОЕ ПОЛЕ (сарацинское) — поле, отделяю¬щее Русь от стран Востока, за которыми располо-жен Океан, а за Океаном — сад Ирия, который посажен на Земле. В отличие от земного — небесный Ирий в Рипейских горах и мир Яви разде¬ляет небесная Ра-река.
СВЕТИ-ЦВЕТ (огненный цвет папоротника, жар-цвет) — этот фантастический цветок — метафора молнии, что очевидно из придаваемых ему назва¬ний и соединяемых с ним поверий. У хорватов он прямо называется Перуновым цветом, у хорутан — солнечник, ибо, по их рассказам, он расцветает тогда, когда весеннее солнце победит черного вол¬ка (демона зимы). На Руси его называют свети-цвет, народная сказка упоминает о жар-цвете. О папоротнике рассказывают, что цветовая почка его разрывается с треском и распускается золотым цвет¬ком или красным, кровавым пламенем; показыва¬ется этот цветок в то же время, в которое и клады, выходя из земли, горят синими огоньками. На смель¬чака, который решится овладеть этим цветком, не¬чистая сила наводит непробудный сон или силится оковать его страхом. Но овладев им, «все узна¬ешь, что где есть или лежит, или делается, и как, куда и в коем месте; просто сказать — все будешь знать». «А сия трава самая наисиль¬нейшая над кладами — царь над цветами».
СВЯТОВИТОВ КОНЬ — по известиям Гельмгольда и Саксона-грамматика, при арконском хра¬ме содержался в большой холе и почете белый конь, посвященный Святовиту, а возле истукана этого бога висели седло и удила. Ездить на Святовитовом коне было строго воспрещено, вырвать хоть один волосок из его хвоста или гривы при¬знавалось за великое нечестие, только жрец мог выводить и кормить его. Народ верил, что Святовит садился ночью на своего коня, выезжал против врагов славянского племени и поражал их полчища.
СИВКА-БУРКА — персонаж русских сказок, относится к полуконям. В метафорическом смысле это именно полуконь-получеловек: понимает дела людей, богов и бесов, говорит человеческим язы¬ком, различает добро и зло, активен в утверждении добра. «Сивко бежит, только земля дро¬жит, из очей пламя пышет, а из ноздрей дым столбом. Иван-дурак в одно ушко залез — на¬пился, наелся, в другое вылез — оделся, молодей, такой стал, что и братьям не узнать!» (А.Н. Афанасьев. «Народные русские сказки»).
СКАТЕРТЬ-САМОБРАНКА (или самоверт¬ка) — мгновенно расстилается, по желанию сво¬его владетеля, и наделяет его вкусными яствами и питьями; это метафора весеннего облака, прино¬сящего с собой небесный мед или вино, т.е.
<< Назад 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
Вперед >>