СЛАВЯНЕ

Древние поселения славян

Книга \"Славяне\"
Баба-яга обладает волшебными, огнедышащими конями, сапогами-скороходами, ковром-самолетом, гуслями-самогудами и мечом-самосеком. Преследуя сказоч¬ных героев, убегающих от ее злобы и мщения, она гонится за ними черною тучею. Подобно змею, Баба-яга любит сосать белые груди красавиц и также, как он, ревниво сторожит источники живой воды и заботливо прячет в своих кладовых медь, серебро и золото. Наконец, подобно змею - Баба-яга пожирает человеческое мясо. Стараниями поздних «сказочников» и их безудержная фанта¬зия представляет ее злою, безобразною, с длин¬ным носом, растрепанными волосами, огромного роста старухою. У Бабы-яги одна нога — костя¬ная, она — слепа, она — старуха с огромными грудям». Связь с дикими зверями и лесом позво¬ляет выводить ее образ из древнего образа хозяй¬ки зверей и мира мертвых. Вместе с тем, такие атрибуты ее, как лопата, которой она забрасывает в печь детей, согласуются с интерпретацией сказок о ней как о жрице. Она — антагонист героя сказ¬ки, воительница и похитительница, но гораздо чаще народная сказка знает бабу-ягу в образе дарительницы и помощника героя.
БАБЫ-САМОКРУТКИ - окрутившиеся своей волей. «А во тьме белые томновали по лугу девки-пустоволоски да бабы-самокрут¬ки, поливали одолень-траву» (А. М. Ремизов. «Сказки»).
ВАКОДЛАКИ — мертвецы, приходящие сосать кровь младенцев.
ВАМПИР (вами пирует) — мертвец, бывший при жизни зло¬деем, грабителем и вообще человеком с порочными наклонностями, в тело которого вселились нечис¬тые духи. Уверяют еще, что если кошка перепрыг¬нет через покойника, когда он лежит в избе, то умерший непременно сделается вампиром. Оска¬ленные зубы мертвеца и румянец на его щеках ука¬зывают в нем вампира. Спустя сорок дней после кончины такого человека, злой дух, поселившийся в его трупе начинает выходить из могилы, бродит по домам и сосет кровь из ушей младенцев и взрос¬лых. Чтобы избавиться от вампира, его заклинают войти в кувшин, после заклятия горло кувшина затыкают пробкою, и затем отправляются на из¬бранное место, там зажигают несколько возов дров и дерна и бросают кувшин в середину пламени: когда сосуд раскалится и лопнет с сильным треском, «народ успокаивает себя мыслию, что вампир уже сгорел».
ВАРКОЛАК — злой мертвец, бросается на женщин и вступает с ними в блудную связь; рожден¬ие от него дети бывают без хряща в носу и обладают способностью видеть духов.
ВЕДУН И ВЕДУНЬЯ — см. колдун, чародей, кудесник, волхв, вещая женка, колдунья, чаровница, баба-кудесница, волхвитка.
ВЕДЬМА — изначально – ведающая мать, старшая женщина в роду, см. «ведун и ведунья». Стараниями христианских «корректоров»: женщина, решившая продать свою душу черту; отличается от всех прочих женщин тем, что имеет хвост (маленький) и владеет спо¬собностью летать по воздуху на помеле, кочерге, в ступе и т.п. Русские ведьмы и Баба-яга носятся по воздуху в железной ступе, погоняя пестом или клю¬кою и заметая след помелом, причем земля стонет, ветры свищут, а нечистые духи издают дикие воп¬ли. Они имеют много общего с колдунами: ведьмы находятся в постоянном общении (для чего служат «лысые» горы, где происходят шумные игры ша¬ловливых вдов с веселыми и страстными чертями); точно так же они тяжело умирают, мучаясь в страш¬ных судорогах, вызываемых желанием передать кому-нибудь свою науку, и у них точно так же после смерти высовывается изо рта язык, необыч¬но длинный и совсем похожий на лошадиный. Но этим не ограничивается сходство, так как затем начинаются беспокойные хождения из свежих могил; успокаиваются они точно так же осиновым колом, вбитым в могилу. В малорусских степях среди ведьм очень нередки молодые вдовы и при¬том такие, что «не жаль отдать души за взгляд красотки чернобровой»; в суровых хвойных лесах ведьмы превращаются в безобразных старух напо¬добие Бабы-яги. Ведьмы могут оборачиваться в разных животных, чаще всего в зловещих, темноперых и ночных птиц, свиней, собак и желтых ко¬шек («стрига» — ночная птица, у чехов и слова-ков так называют ведьм; у хорватов стригоном зовут упыря).
Hosted by uCoz