Книга \"Славяне\"
Баба-яга обладает волшебными, огнедышащими конями, сапогами-скороходами, ковром-самолетом, гуслями-самогудами и мечом-самосеком. Преследуя сказоч¬ных героев, убегающих от ее злобы и мщения, она гонится за ними черною тучею. Подобно змею, Баба-яга любит сосать белые груди красавиц и также, как он, ревниво сторожит источники живой воды и заботливо прячет в своих кладовых медь, серебро и золото. Наконец, подобно змею - Баба-яга пожирает человеческое мясо. Стараниями поздних «сказочников» и их безудержная фанта¬зия представляет ее злою, безобразною, с длин¬ным носом, растрепанными волосами, огромного роста старухою. У Бабы-яги одна нога — костя¬ная, она — слепа, она — старуха с огромными грудям». Связь с дикими зверями и лесом позво¬ляет выводить ее образ из древнего образа хозяй¬ки зверей и мира мертвых. Вместе с тем, такие атрибуты ее, как лопата, которой она забрасывает в печь детей, согласуются с интерпретацией сказок о ней как о жрице. Она — антагонист героя сказ¬ки, воительница и похитительница, но гораздо чаще народная сказка знает бабу-ягу в образе дарительницы и помощника героя.
БАБЫ-САМОКРУТКИ - окрутившиеся своей волей. «А во тьме белые томновали по лугу девки-пустоволоски да бабы-самокрут¬ки, поливали одолень-траву» (А. М. Ремизов. «Сказки»).
ВАКОДЛАКИ — мертвецы, приходящие сосать кровь младенцев.
ВАМПИР (вами пирует) — мертвец, бывший при жизни зло¬деем, грабителем и вообще человеком с порочными наклонностями, в тело которого вселились нечис¬тые духи. Уверяют еще, что если кошка перепрыг¬нет через покойника, когда он лежит в избе, то умерший непременно сделается вампиром. Оска¬ленные зубы мертвеца и румянец на его щеках ука¬зывают в нем вампира. Спустя сорок дней после кончины такого человека, злой дух, поселившийся в его трупе начинает выходить из могилы, бродит по домам и сосет кровь из ушей младенцев и взрос¬лых. Чтобы избавиться от вампира, его заклинают войти в кувшин, после заклятия горло кувшина затыкают пробкою, и затем отправляются на из¬бранное место, там зажигают несколько возов дров и дерна и бросают кувшин в середину пламени: когда сосуд раскалится и лопнет с сильным треском, «народ успокаивает себя мыслию, что вампир уже сгорел».
ВАРКОЛАК — злой мертвец, бросается на женщин и вступает с ними в блудную связь; рожден¬ие от него дети бывают без хряща в носу и обладают способностью видеть духов.
ВЕДУН И ВЕДУНЬЯ — см. колдун, чародей, кудесник, волхв, вещая женка, колдунья, чаровница, баба-кудесница, волхвитка.
ВЕДЬМА — изначально – ведающая мать, старшая женщина в роду, см. «ведун и ведунья». Стараниями христианских «корректоров»: женщина, решившая продать свою душу черту; отличается от всех прочих женщин тем, что имеет хвост (маленький) и владеет спо¬собностью летать по воздуху на помеле, кочерге, в ступе и т.п. Русские ведьмы и Баба-яга носятся по воздуху в железной ступе, погоняя пестом или клю¬кою и заметая след помелом, причем земля стонет, ветры свищут, а нечистые духи издают дикие воп¬ли. Они имеют много общего с колдунами: ведьмы находятся в постоянном общении (для чего служат «лысые» горы, где происходят шумные игры ша¬ловливых вдов с веселыми и страстными чертями); точно так же они тяжело умирают, мучаясь в страш¬ных судорогах, вызываемых желанием передать кому-нибудь свою науку, и у них точно так же после смерти высовывается изо рта язык, необыч¬но длинный и совсем похожий на лошадиный. Но этим не ограничивается сходство, так как затем начинаются беспокойные хождения из свежих могил; успокаиваются они точно так же осиновым колом, вбитым в могилу. В малорусских степях среди ведьм очень нередки молодые вдовы и при¬том такие, что «не жаль отдать души за взгляд красотки чернобровой»; в суровых хвойных лесах ведьмы превращаются в безобразных старух напо¬добие Бабы-яги. Ведьмы могут оборачиваться в разных животных, чаще всего в зловещих, темноперых и ночных птиц, свиней, собак и желтых ко¬шек («стрига» — ночная птица, у чехов и слова-ков так называют ведьм; у хорватов стригоном зовут упыря).
БАБЫ-САМОКРУТКИ - окрутившиеся своей волей. «А во тьме белые томновали по лугу девки-пустоволоски да бабы-самокрут¬ки, поливали одолень-траву» (А. М. Ремизов. «Сказки»).
ВАКОДЛАКИ — мертвецы, приходящие сосать кровь младенцев.
ВАМПИР (вами пирует) — мертвец, бывший при жизни зло¬деем, грабителем и вообще человеком с порочными наклонностями, в тело которого вселились нечис¬тые духи. Уверяют еще, что если кошка перепрыг¬нет через покойника, когда он лежит в избе, то умерший непременно сделается вампиром. Оска¬ленные зубы мертвеца и румянец на его щеках ука¬зывают в нем вампира. Спустя сорок дней после кончины такого человека, злой дух, поселившийся в его трупе начинает выходить из могилы, бродит по домам и сосет кровь из ушей младенцев и взрос¬лых. Чтобы избавиться от вампира, его заклинают войти в кувшин, после заклятия горло кувшина затыкают пробкою, и затем отправляются на из¬бранное место, там зажигают несколько возов дров и дерна и бросают кувшин в середину пламени: когда сосуд раскалится и лопнет с сильным треском, «народ успокаивает себя мыслию, что вампир уже сгорел».
ВАРКОЛАК — злой мертвец, бросается на женщин и вступает с ними в блудную связь; рожден¬ие от него дети бывают без хряща в носу и обладают способностью видеть духов.
ВЕДУН И ВЕДУНЬЯ — см. колдун, чародей, кудесник, волхв, вещая женка, колдунья, чаровница, баба-кудесница, волхвитка.
ВЕДЬМА — изначально – ведающая мать, старшая женщина в роду, см. «ведун и ведунья». Стараниями христианских «корректоров»: женщина, решившая продать свою душу черту; отличается от всех прочих женщин тем, что имеет хвост (маленький) и владеет спо¬собностью летать по воздуху на помеле, кочерге, в ступе и т.п. Русские ведьмы и Баба-яга носятся по воздуху в железной ступе, погоняя пестом или клю¬кою и заметая след помелом, причем земля стонет, ветры свищут, а нечистые духи издают дикие воп¬ли. Они имеют много общего с колдунами: ведьмы находятся в постоянном общении (для чего служат «лысые» горы, где происходят шумные игры ша¬ловливых вдов с веселыми и страстными чертями); точно так же они тяжело умирают, мучаясь в страш¬ных судорогах, вызываемых желанием передать кому-нибудь свою науку, и у них точно так же после смерти высовывается изо рта язык, необыч¬но длинный и совсем похожий на лошадиный. Но этим не ограничивается сходство, так как затем начинаются беспокойные хождения из свежих могил; успокаиваются они точно так же осиновым колом, вбитым в могилу. В малорусских степях среди ведьм очень нередки молодые вдовы и при¬том такие, что «не жаль отдать души за взгляд красотки чернобровой»; в суровых хвойных лесах ведьмы превращаются в безобразных старух напо¬добие Бабы-яги. Ведьмы могут оборачиваться в разных животных, чаще всего в зловещих, темноперых и ночных птиц, свиней, собак и желтых ко¬шек («стрига» — ночная птица, у чехов и слова-ков так называют ведьм; у хорватов стригоном зовут упыря).
<< Назад 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
Вперед >>